Фильмы, сериалы и различные видео имеют в жизни современного общества большое значение. Теперь уже сложно представить мир без них. Но еще несколько десятилетий тому назад кинематограф был искусством, доступным не каждому. Каким же запечатлела индустрия кино прошлого столицу Украины? Каким был Киев еще так недавно и каким стал сегодня?
Надо признать, что наш город не избалован вниманием режиссеров и операторов. Он не может сравниться по количеству фильмов ни с Парижем, ни с Римом. Тем не менее мы все же нашли несколько картин, которые дают представление о том, каким был Киев в разные десятилетия прошлого столетия.
«Человек с киноаппаратом», 1929
Двадцатые годы прошлого века стали тем временем, когда кинематограф еще только начинался и еще только пытался запечатлеть этот мир. Ведущим и признанным во всем мире специалистом в области документального кино был Дзига Вертов. Именно этот человек посвятил себя исследованию документального направления. Интересно, что он же придумал скрытую камеру. В 1929 году на экраны вышел фильм «Человек с киноаппаратом», который Дзига Вертов снимал в качестве оператора и режиссера в трех городах: Москве, Одессе и Киеве.
В 2014 году британский журнал о кино составил список лучших фильмов всех времен. «Человек с киноаппаратом» занял в нем восьмое место из 172. Кроме того, по версии Британского института кинематографии (BFI), лента тоже попадает в десятку лучших в мире и тоже на восьмом месте.
Конечно, о качестве картинки речь в данном случае не идет. Но все же некое представление о том, как выглядел Мост влюбленных в Киеве в 1920-е, он дает. Кроме того, в картине есть и кадры, снятые на шумном и людном Крещатике. Однако голос города услышать не удастся, так как кинематограф того времени еще был немым и кадры мелькали на экране исключительно под музыкальное сопровождение тапера.
«Арсенал», 1929
1929-й оказался урожайным на премьеры: в этом году Киев был показан на экранах дважды. Второй раз уже не в документальном кино, а в игровой картине одного из самых известных украинских режиссеров – Александра Довженко. А именно во втором фильме «украинской трилогии»: «Звенигора», «Арсенал», «Земля».
Последний фильм этой трилогии – «Земля» стал прорывом в истории кинематографа и занесен в список шедевров мирового кинематографа, составленный ЮНЕСКО. Но в данном случае нам более интересен второй фильм трилогии – «Арсенал», поскольку там есть момент, снятый на натуре – вид на Контрактовую площадь 1929 года.
«Киевлянка», 1958
Само название фильма «Киевлянка» режиссера Тимофея Левчука говорит о том, что натурных съемок в этой картине довольно много. Однако точно установить локацию удалось только в одном фрагменте – в одной из сцен снят Национальный банк Украины. И надо отметить, что с 1958 года в облике главного финансового учреждения страны изменилось немногое. К описанию этой картины можно добавить еще и то, что это вполне украинский продукт, ведь режиссер окончил Киевский киноинститут им. Карпенко-Карого, работал на киностудии им. А. Довженко, но вот идейная составляющая фильма «Киевлянка» может вызвать жаркие споры.
«Годы молодые», 1959
Следующим в нашем списке стал фильм «Годы молодые», 1958-1959 гг. Эта музыкальная лента подарила нам «Песню про рушник» на слова Александра Малышко. Исполнил ее в фильме народный артист Украины Александр Таранец. И фрагментов, которые отображают Киев, достаточно много, но самых ярких два: длинная проходка главного героя по Майдану Незалежности и красивые кадры с верхней точки, снятые на ВДНХ. И если Майдан изменился не слишком с тех пор, то вот ВДНХ – преобразился.
«За двумя зайцами», 1961
Андреевская церковь. Кадр из фильма «За двумя зайцами»
Культовый для Украины и для Киева фильм – «За двумя зайцами», 1961 год. Без него наша подборка фильмов была бы немыслима. Снятый на киностудии им. А. Довженко, он пропитан юмором и украинским колоритом. Съемки проходили в Киеве, о чем свидетельствуют и многочисленные городские панорамы, и Владимирская горка с памятником Владимиру Великому, и Андреевская церковь. Это действительно очень смешной, красивый и нестареющий фильм, который стоит пересмотреть, чтобы и столицей полюбоваться, и настроение себе поднять.
«Королева бензоколонки», 1962
Википедия
Крещатик. Кадр из фильма «Королева бензоколонки»
Эту кинокартину многие любят и цитируют. Она знаменита еще и тем, что стала очень кассовым фильмом. В далеком 1962 году «Королева бензоколонки» собрала 15 миллионов рублей на 400 тысяч вложенных. Успех, сопоставимый с лучшими фильмами Голливуда. А все благодаря несравненной Надежде Румянцевой и Киеву.
«Как закалялась сталь», 1975
Сейчас уже очень сложно заинтересовать кого-то фильмом «Как закалялась сталь» режиссера Николая Мащенко. Впрочем, сама картина нас мало интересует. А вот фрагмент осеннего Андреевского спуска 1975 года – довольно интересный. Надо сказать, что именно Андреевский стал одной из самых популярных локаций для съемок в Киеве. Соперничать с ним может только Крещатик, да и то не слишком убедительно. Ведь Андреевский спуск на экране выглядит всегда очень достоверно, о каком бы историческом периоде ни шла речь.
«Судьба барабанщика», 1976
Замок. Кадр из фильма «Судьба барабанщика»
В этой кинокартине тоже запечатлен Андреевский спуск, а именно – Замок Ричарда.
Кроме того, в ней вы можете увидеть довольно много проходок по городу и сцену, снятую возле памятника Владимиру Великому.
Однако, за исключением этих фрагментов Киева, фильм мало чем может быть интересным современному зрителю.
«Дни Турбиных», 1976
Андреевский спуск. Кадр из фильма «Дни Турбиных»
Снятый по мотивам одноименной пьесы М. Булгакова, фильм «Дни Турбиных» о Киеве и киевлянах времен 1918 года. Естественно, в нем много кадров, снятых в городе, но самыми узнаваемыми и интересными являются два: зимний Андреевский спуск в самом начале первой серии и Мариинский дворец – во второй. Мариинский сегодня интересен еще и тем, что можно увидеть, каким был фасад до реставрации.
«Я буду ждать», 1979
В заключение нашей подборки вспомним романтическую картину о безответной любви «Я буду ждать», которая не имеет никакого политического подтекста. Осенний Крещатик 1979 года -такой, каким вы можете увидеть его и сейчас, только вот с еще не отстроенным ЦУМом и со старой телефонной будкой.
Посмотрев все эти фильмы и сопоставив старый Киев и новый, можно уверенно сказать только одно – у нас очень красивый город, который достоин лучших фильмов. Возможно, в будущем у столицы Украины найдется преданный почитатель из числа режиссеров, который прославит его так, как Феллини прославил Рим.