В День телевидения – история украинского и вместе с ним киевского ТВ, обзор телецентров и вышек, которые видела столица. Вспомним прошлое и заглянем в закулисье нынешнего. Узнаем, где можно записаться на необычные экскурсии, и полюбуемся потрясающими видами, которые редко кому открываются.
Гонка вещания
В нацистской Германии и коммунистическом Советском Союзе почти одновременно велись разработки по запуску телевидения. И Гитлер, и Сталин по достоинству оценили возможности как радио, так и телевидения в качестве пропаганды. Однако до войны закончить разработки и запустить ТВ в СССР не успели. Но уже в 1949 году в Европе возникло первое международное объединение электронных СМИ, и Украина тогда же вошла в его состав. Хотя саму телевышку только начали строить.
Украинское телевидение началось на Крещатике, 26. Символично, что на этом месте до войны размещалась почтовая контора. На строительство было выделено 43 миллиона рублей, а работы велись в две-три смены: надо было разобрать завалы взорванных зданий, сровнять холм, выкопать огромный котлован. Первым провели пробный эфир 5 ноября 1951 года – показали фильм «Алитет уходит в горы». А уже 7 ноября вели трансляцию военного парада. Если в этот момент сигнал вышки принимало около 660 телеприемников, то уже через пару месяцев их число увеличилось в два с половиной раза – до 1,5 тысячи. Увидеть старое здание телецентра можно и сейчас, пройдя в арку дома по адресу Крещатик, 24. Там теперь находится Радиокомпания Украины.
С этого места поподробней
Как все начиналось и каким стало телевидение теперь – можно увидеть в музее истории в телецентре Украинского общественного телеканала.
Первыми телеприемниками были КВН-49, название – аббревиатура из фамилий трех изобретателей и год создания. Но киевляне тех лет шутили, что КВН означает «купил, включил, не работает». Настройка аппарата требовала усилий. Экран был маленький, и перед ним устанавливали устройство из двух линз, между которыми была дистиллированная вода или глицерин.
«Фильм для первого эфира выбирали не по содержанию или идеологии, он был снят на самую качественную на тот момент пленку, – рассказывает экскурсовод музея Анна Фурсенко. – При этом все так переживали и волновались перед таким событием, что перепутали при заправке пленки. И первые кадры, когда собаки должны подыматься по снегу, выглядели, будто они бегут по небу. Даже телевизионщики не сразу поняли, в чем дело, но быстро сориентировались, выключили питание и исправили ошибку».
Пока вещание было черно-белым, женщинам-дикторам приходилось краситься зеленой помадой, красная или розовая были слишком светлыми и совершенно незаметными. Первое время программы вроде ежевечерних новостей не было. Но по мере проникновения газетных и радиожурналистов на ТВ появились информационные выпуски. Сообщения диктор просто зачитывал в студии – как это обычно бывает на радио. И только через три года после запуска программы появился видеоряд. Так телевидение превращалось в средство не столько культуры, сколько информации.
Новый адрес и высота
К концу 1960-х количество программ возросло, вот-вот должно появиться цветное телевидение. Двор на Крещатике стал мал для телевизионщиков, а вышка грозила стать аварийно-опасной. Новый телецентр (производственную базу со студиями, аппаратными комплексами) и телебашню начали строить в 1967 году, в 1973 телебашня была готова. Сейчас вышка – самое высокое сооружение в Украине. При этом и сама территория возвышается над Днепром и низинами на добрых 100 метров. Конструктором выступил Институт электросварки во главе с Борисом Патоном. Готовые части подставляли одна под другую и поднимали домкратом, а потом не клепали, как это было принято тогда, а сваривали.
Что касается самого телецентра – то его проект, к сожалению, не был до конца реализован. Здание в среде журналистов называют «Карандаш» – внешне оно похоже на пишущее устройство, так и задумывалось. А вот легенды о том, что архитектурный проект в знак дружбы советским лидерам подарил кубинский коллега и потому оно такое холодное, якобы рассчитано было на другие температуры, – скорее всего, миф. Опровергнуть его невозможно, но документальных подтверждений тому тоже нет. Как рассказала Анна Фурсенко, в начале строительства в этом районе располагалась мощная котельная, а микроклимат Дорогожичей был мягким и более теплым, чем в других районах города.
Виды не для всех
По центру башня пронизана двумя лифтовыми шахтами. Лифт доставляет на 21-й этаж, оттуда по ступенькам можно выйти на уличную площадку 22-го этажа. Планировалось, что здесь будет ресторан под небом.
Этот проект не закончили, теперь целесообразность идеи под вопросом: как отапливать, подводить коммуникации, кто будут посетители – ведь телецентр режимный объект, а не торгово-развлекательный центр. Ну а лифты нужны и самим сотрудникам.
Недостроенным остался концертный зал с невероятной задумкой: он должен был двигаться по кругу. Эту идею было бы интересно реализовать, тем более что телевизионщики любят всякие спецэффекты. Но дело упирается в финансирование – это раз, а также в необходимость разборки старых недостроенных и ржавых конструкций, которые могут оказаться связанными с самим «Карандашом», – это два.
В музее телевидения проводят как групповые экскурсии на заказ, так и общие, к которым можно присоединиться. Они могут быть обзорными, а могут быть тематическими. В на Facebook-странице музея уже есть анонсы вечерних прогулок, на которых можно увидеть работу телевизионщиков вообще и журналистов-новостийщиков в частности.