На фоне событий вокруг предоставления Томоса об автокефалии Украинской церкви на второй план отошел тот факт, что Украина не просто еще одна из многих стран, которая получит автономию в делах православия. Именно в Киеве состоялся обряд Крещения Руси, и это не просто столица, а еще и сакральный город для восточноевропейского православия
Все знают и почитают Лавру. Но она была основана много позже времен князя Владимира Крестителя. Впрочем, многие связанные с ним объекты, места и память о них сохранились до наших дней. А сын Владимира Ярослав Мудрый не просто продолжил дело отца, а замахнулся сделать Киев ни много ни мало – новым Иерусалимом Восточной Европы.
Много Крещатиков: где именно крестили киевлян
Легенда. В 2018 году православные христиане отмечали 1030-летие Крещения Руси, и легенды довольно точно описывают, где именно это происходило. Обряд состоялся в устье реки Почайна, которая текла с нынешней Оболони на Подол и служила гаванью для судов. Собственно, Древний Подол стоял на берегу Почайны, а не Днепра, реки разделялись длинной косой, которую размыло в XVIII веке из-за неудачных гидротехнических работ.
Помимо Почайны, в этом месте в Днепр впадал Крещатицкий источник – один из многочисленных ручьев, стекавших со склонов. В водах этого ручья, по легенде, князь Владимир крестил своих сыновей, пока остальные горожане принимали обряд в водах Почайны. Интересно, что практически с того же холма, но с другой стороны берет начало небольшая река Крещатик, по руслу которой впоследствии была проложена одноименная улица.
Объекты. Место Крещения Руси было обозначено еще в начале XIX века: в 1802-1808 годах на набережной Днепра, в том месте, где когда-то заканчивалась коса, разделявшая Днепр и Почайну, был установлен памятник-колонна с двойным значением: как памятник князю Владимиру (известный как «нижний» памятник, хотя «верхний» – известная скульптура – появился намного позже, в 1853 году) и как монумент Магдебургскому праву, в честь его возвращения Киеву.
Еще столетие назад нижний памятник Владимиру был очень почитаем в Киеве – к нему в церковные праздники проводились крестные ходы, а под колонной была устроена часовня с чашей, куда вытекал Крещатицкий источник. Отсюда, кстати, происходит название улицы Набережно-Крещатицкой – как пути к месту крещения Руси. А до упорядочивания названий улиц в Киеве в 1863 году ее называли просто – Крещатик. В 1915 году к колонне от нынешней Европейской площади была проложена парадная лестница по проекту архитектора Михаила Бобрусова.
На Владимирском спуске располагается еще одна постройка с «библейским» наименованием – фильтр «Палестина». Действительно напоминающий небольшое церковное подворье комплекс насосной станции и водопроводного фильтра был построен в 1886-1887 годах на месте гостиницы «Палестина», располагавшейся на пути паломников. А между Владимирским спуском и лестницей есть целое заброшенное подворье Киевского водопровода 1870 годов постройки. Под ним находятся огромные помещения, которые служили фильтрами для закачиваемой с Днепра воды.
Наши дни. «Инфраструктура» крещения Руси постепенно ветшала и забывалась. В 1970-х с городских карт исчезла река Почайна. Когда в ее истоках при строительстве жилого массива Оболонь добывали песок для намыва площадки, вместо реки образовалась цепь озер-карьеров Опечень. Лестница к колонне Магдебургского права к 2000-м так обветшала, что была закрыла для прохода, а сам памятник также требовал реставрации. Впрочем, в тех же 2000-х в молодежном сленге Майдан Незалежности называли Крестом: встретимся на Кресте. Но никто не связывал это с сакральной тематикой здешних мест.
Годом начала новой жизни этих мест стал 2013-й. Накануне празднования 1025-летия Крещения Руси в городе «вспомнили» о лестнице и колонне, и довольно быстро была проведена реставрация. Практически ее отстроили заново – устроили новое бетонное основание, оставив от старой лестницы стертые за столетие ступени. Колонну также отреставрировали, облагородили площадь вокруг и даже украсили подземный переход, ведущий под шоссе к водам Днепра.
Неожиданно возродилась и Почайна. Активистке с Оболони Анне Гончаренко (известной как Аннабелла Морина) удалось разыскать остатки русла Почайны на Петровке, добиться возврата реки на карту города и переименования станции метро «Петровка», предотвратить строительство дороги над рекой и настоять на утверждении здесь парковой зоны, по обустройству которой уже проведен архитектурный конкурс.
Ныне же на кону – борьба за подземный музей на Почтовой площади, где при строительстве ТРЦ были найдены остатки древней киевской улицы. Он мог бы стать и музеем Крещения Руси – совсем близко к историческому месту. Еще одной локацией для создания музея Крещения Руси могли бы послужить подземные помещения фильтров водопровода – они ведь расположены у самой лестницы и сами имеют более чем столетнюю историю.
Почему ворота Золотые и где главная улица древнего Киева
Легенда. В разных статьях об истории происхождения названия Золотых ворот можно встретить разные версии – что были обиты золотом, что увенчивались золотыми куполами надвратного храма, даже что за проезд нужно было платить золотыми монетами. На самом же деле история их появления вполне однозначна: так Ярослав Мудрый задумал через градостроительство увековечить сакральную нить Иерусалим – Константинополь – Киев.
Превращая Киев в настоящую европейскую столицу, он взял за образец Константинополь. Ныне это мусульманский Стамбул, а тогда – столица Византии, Восточной Римской империи, на которую равнялись киевские князья. Впрочем, идею Золотых ворот как парадного въезда в город и сакрального символа константинопольцы взяли еще из Иерусалима.
Книга жившего на рубеже VII-VI веков до Рождества Христова пророка Иезекииля гласит: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (44:1-2).
Первую часть пророчества исполнил сам Христос – в Вербное воскресенье именно через эти ворота Он вошел в город. И до завоевания Иерусалима турками в 1517 году существовала традиция открывать Золотые ворота раз в год – именно на Вербное воскресенье, чтобы патриарх и горожане торжественно прошли через них.
А вот вторую часть пророчества Иезекииля исполнил в 1541 году турецкий султан Сулейман Великолепный – да-да, именно муж Роксоланы. Хотя Христос уже «воспользовался» воротами, среди населения Иерусалима распространялись чаяния о Втором Пришествии и верования, что Христос вновь войдет именно через Золотые ворота. Проходы были замурованы, а перед воротами Сулейман устроил кладбище, где хоронили самых доблестных воинов вместе с оружием.
Константинопольские Золотые ворота и вовсе дошли до нас только в виде исторических легенд и реконструкций. Они были выстроены в 320-х годах при Константине Великом как триумфальная арка в честь победы над Лицинием, в начале XVI века были серьезно повреждены во время землетрясения и впоследствии разобраны на стройматериал.
Объекты. Ярослав Мудрый значительно расширил укрепленный Верхний Город Киева. Если так называемый город Владимира занимал небольшую территорию в начале нынешней улицы Владимирской, то «город Ярослава» простирался между Золотыми воротами, Львовскими воротами (одноименная площадь, между ними – улица Ярославов Вал), включая город Владимира, и заканчивался Лядскими воротами на нынешнем Майдане Незалежности.
Золотые ворота служили парадным въездом в город, от них начиналась улица к площади перед главным храмом – выстроенной им же Святой Софией. И то же мы видим в Константинополе: и главный храм Софии, и Золотые ворота, и даже ту же главную улицу Меси от ворот к храму, по обе стороны от которой стояло еще два храма. В Киеве это Георгиевский и Ирининский монастыри, названные по именам Ярослава и его жены, принятым в крещении.
Наши дни
Трудно поверить, но Золотые ворота были в Киеве «с перерывом». Впервые парадный въезд в Киев упоминается в летописях в 1037 году. Считается, что ворота были разрушены во время монголо-татарских нашествий. После них Верхний город долго стоял в руинах, Софийский собор был заброшен, а киевляне жили в основном на Подоле. В 1755 году руины Золотых ворот засыпали землей – вероятно, для сохранности. И о них… забыли!
Легенду о Золотых воротах вспомнил археолог-любитель Кондратий Лохвицкий. Обнаружив в 1832 году у Андреевской церкви остатки деревянной конструкции, он ее собрал в крест и объявил, что его установил сам апостол Андрей Первозванный. Сей «факт» был признан горожанами и церковью, а заслуживший всеобщее уважение Лохвицкий собрал средства среди зажиточных киевлян на поиски Золотых ворот и в том же 1832 году «открыл» их вновь!
«Новый памятник» сразу начали приводить в порядок: архитектор Ф. Михевич вмонтировал между сохранившимися древними стенами железные перекладины, а в 1837-1838 годах руины укрепили кирпичной кладкой при участии архитектора В. И. Беретти. В 1982 году, к празднованию первого «Дня Киева», над остатками Золотых ворот был построен павильон-реконструкция парадного въезда в город. К 2000-м постройка обветшала, и во время ремонта не только был восстановлен механизм подъема решетки ворот, но и устроен сквозной проход – с внешней стороны ворот в 1980-х годах был большой деревянный балкон-тупик, сейчас же – широкая парадная лестница.
Золотоворотская улица сохранилась, однако, по ней уже не придешь к самой Софии. На перекрестке улицы Золотоворотской и Георгиевского переулка располагалась Георгиевская церковь, заложенная также Ярославом в XI веке и отстроенная в 1752 году. Однако в 1934 году храм разрушила советская власть, а в 1936-1937 годах в торце улицы, перегораживая вид от Золотых ворот к Софийскому собору, строят жилой дом для Киевского военного округа.
Архитектору Иосифу Каракису передали участок с сохранившимися фундаментами храма, на которых должно было стоять новое здание. Однако архитектор сделал все что мог в те годы, чтобы не «затереть», а подчеркнуть древний градостроительный ансамбль. В итоге здание было размещено так, чтобы фундаменты не были застроены (на их месте сейчас клумба с памятником пограничникам), а в торце улицы в доме была устроена арка, и если эти ворота открыть и убрать заборы, то можно было бы выйти на подворье Софии.
В проекте Каракиса на углу дома появилась башенка в стиле барокко, сочетавшаяся с куполами собора и колокольни. Однако она так и не была достроена. Ее разобрали по указанию Хрущева после замечания польского коммуниста Вацлава Гомулки: «Что-то у вас много церквей в Киеве сохранилось».
Ирининский храм, как и Георгиевский, был заложен Ярославом Мудрым, разрушен в результате монголо-татарского нашествия и считался утраченным, пока в 1833 году при прокладке Владимирской улицы не нашли в толще средневекового вала остатки фундаментов и стен. Один из столбов храма облагородили – так появился «Ирининский памятник», стоявший на перекрестке нынешних улицы Владимирской и Ирининского переулка просто посреди проезжей части. В 1932 году памятник снесли, в 2013 году на стене здания СБУ установили табличку в память об Ирининском храме, однако вскоре она почему-то исчезла.
…Такое градостроительно-сакральное наследие оставили киевлянам Владимир Великий и Ярослав Мудрый, однако это далеко не все. Древнейший каменный храм – Десятинная церковь – хоть и находилась в тени Софии Киевской, однако стала частью Золотого треугольника – системы храмов Верхнего Центра, сформировавшейся на закате расцвета Киевской Руси. Многоплановы истории Михайловского монастыря, Андреевской церкви, таинственного монастыря Феодора. Возродился и знаменитый Святой путь от Софии. Все это элементы единого плана города Киева как Третьего Иерусалима.
Приєднуйтесь до обговорення
Потрібно бути зареєстрованим користувачем, щоб коментувати.
Коментарі (0)