Вообще-то писателям больше одной Букеровской премии не дают. А писателям-женщинам и одну-то дают довольно редко. Хилари Мантел получила ее дважды: в 2009 году за «Вулфхолл» и в 2012-м за «Внесите тела». Эта короткая информация, на самом деле, поразительна по трем причинам
Во-первых, Мантел стала первой женщиной, столь щедро обласканной жюри престижнейшей в области англоязычной литературы премии. Во-вторых, британку отметили за книги, фактически являющиеся частями одной солидной, но еще незаконченной работы, то есть последовательно дали две престижные награды за «куски» некоего произведения, которого в цельном виде еще даже и нет. Наконец, третий поразительный факт: эти романы посвящены эпохе Генриха VIII.
Поразительно, но последнее обстоятельство как раз и послужило ключом к успеху – хотя гораздо вероятнее могло привести к провалу. Это уже как школьный учебник: матримониально активный король и его Екатерина, Анна, Джейн, Анна, Екатерина и Екатерина. Битье горшков с католической церковью. Решительные преобразования едва ли не всех сфер общественной жизни страны. Чем на этой поляне, вытоптанной до залысин десятками писателей и сотнями историков, можно еще удивить?
Оказалось, главным героем. Мантел выбрала Томаса Кромвеля, нежно полюбила, переиначила его давно сложившийся демонический образ и не прогадала. Если иные утверждают – льстил и манипулировал, автор отвечает: был внимателен и умел убеждать. И не жадный, а хозяйственный. Не хитрый, а рациональный. Не мстительный, а последовательный. Не выскочка, а self-made man.
Сквозная метафора «из грязи в князи» реализуется буквально. С юным Томасом мы знакомимся, когда избитый пьяным отцом будущий госсекретарь, валяясь в канаве, мечтает стать наемником: война – дело рисковое, но прибыльное. Солдатские будни и обучение торговле Мантел преодолевает в несколько прыжков. Внятных сведений об этих отрезках кромвелевской карьеры нет, достоверность же для исторических романов – элемент базовый.
Несмотря на повествование от третьего лица, все происходящее – монарх хочет сына, развод и Анну Болейн («Вулфхолл»), плюс монарх хочет сына, избавиться от предыдущей жены и Джейн Сеймур («Внесите тела») – мы видим как бы глазами Кромвеля. Словно челнок в ткацком станке, тот снует между персонажами, соединяя их темные желания и дерзкие планы в нечто целостное, что потом назовут Реформацией – важнейшим в масштабах Европы религиозным и политическим движением. Но пока, в близкой перспективе, это не более, чем мрачные брачные танцы.
Чтобы упрочить и свидетельскую правдивость героя, и собственную писательскую надежность, автор плотно набивает тексты подлинными вещами. Когда упоминает латинское издание «Государя» Макиавелли, золоченую звезду для новогоднего дерева, подаренный архиепископом перстень, резные шахматы – не сомневайтесь: существование этих предметов документально подтверждено.
Остальное кривотолки – главная движущая сила сюжетов. Все интригуют против всех, о важнейших событиях узнают по сплетням, власть зиждется на заговорах, государственные решения зависят от придворных фейков. Мантел мастерски передает атмосферу словесной вакханалии – романная действительность соткана ею из диалогов. Отточенных, как меч казнившего Анну палача. Энергичных, как алчущие выгоды аристократы. Раскрывающих замыслы собеседников «от» и «до». И предельно информативных. Как те слухи, коими полнятся обе книги.
Гіларі Мантел. Вулфголл. – Х.: Фабула, 2017
Гіларі Мантел. Везіть тіла. – Х.: Фабула, 2017
Приєднуйтесь до обговорення
Потрібно бути зареєстрованим користувачем, щоб коментувати.
Коментарі (0)