Какой праздник без баяна

Автор: Любовь Морозова
11:57 12.10.2017

В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы пройдет концерт на духовную тематику В него вошли оркестровые произведения, объединенные текстами «Семи последних…
Читать дальше

Какой праздник без баяна

В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы пройдет концерт на духовную тематику

В него вошли оркестровые произведения, объединенные текстами «Семи последних слов Иисуса Христа на кресте». Будем точными: не семь слов, а семь фраз – именно такое их количество, если верить евангелистам, произнес Христос перед тем, как испустить последний вздох.

Ежегодно эти фрагменты Евангелий зачитываются во время христианского богослужения в Страстную пятницу, но, кроме того, они дали русло обширной музыкальной традиции «семи слов». В отдельный жанр «слова», в отличие от пассионов («страстей») не оформились (видимо, слишком громоздким могло стать название), но традицию повлекли длинную и широкую – от анонимного мотета XVI века на латыни до оркестровой пьесы нашего современника и соотечественника Александра Родина.

Со временем из вокально-инструментальной традиции «Семь слов» плавно перетекли в традицию оркестровую, слов не предполагающую – вполне логичная эволюция, учитывая повсеместное знание слушателями вербального текста. Первым можно назвать Йозефа Гайдна: в 1787 году он написал оркестровый опус, который позже переделал в ораторию и струнный квартет. Это медитативное, утешающее произведение в его оригинальном оркестровом звучании дирижер Роман Кофман исполнит вместе с симфоническим оркестром Национальной филармонии в Первом отделении концерта. Для второго подготовлены две партитуры наших современников.

«Семь последних слов Христа» украинского композитора Александра Родина – можно сказать, новинка. Они были сочинены им по просьбе дирижера Николая Дядюры, премьера с большим успехом прошла в январе текущего года. Родин выстроил драматургию по принципу накатывающих волн, и эти 18 минут музыки подобны вглядыванию в бесконечный шторм на море. Наконец, третье произведение программы в 1982 году написала известная композитор-шестидесятница Софья Губайдулина. В советское время оно по известным причинам называлось Партитой, а в 90-е автор изменила его название на «Семь слов Христа». В нем, пожалуй, самый неожиданный состав – солирующие баян и виолончель с оркестром.

Оркестр призван символизировать святой дух, баян – бога отца, виолончель – бога сына. Играть божественные партии пригласили, разумеется, музыкантов незаурядных – виолончелиста Ивана Кучера и баяниста Романа Юсипея, ради такого случая прилетевшего из Германии. Вообще, для Романа эта партитура хорошо знакома. Он не только сыграл ее раз десять и с разными дирижерами, но еще и начал с этого опуса в начале 2000-х свою карьеру на большой сцене. Кстати, это была как раз сцена Национальной филармонии.

В «Семи словах» Губайдулиной можно расслышать прозрачной красоты цитаты из одного из самых ранних образцов «Семи слов» – кантаты Генриха Шютца, а также элементы древнего церковнославянского одноголосного пения – знаменного распева. Ну и, конечно, голос «чудовища, которое дышит» – именно так Софья Губайдуллина называет баян.

13 октября, 19:00 Национальная филармония

Семь последних слов Христа

Симфонический оркестр Национальной филармонии

Дирижер: Роман Кофман
Солисты: Иван Кучер (виолончель), Роман Юсипей (баян)

Программа:

Йозеф Гайдн. Семь последних слов нашего Спасителя на кресте для оркестра

Александр Родин. Семь последних слов Христа для оркестра

Софья Губайдулина. Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных

Великий Київ у Google News

підписатися