Сейчас уже готова документация, закуплено оборудование. Осталось дождаться финансирования. Вести работы будет «Киевский промбудпроект», который в прошлом году закончил гостиницу Aloft и участвовал в инженерных работах в Мариинском дворце.
О ремонте подземных помещений на Театральной площади СМИ сообщили еще в 2017 году, на этом новости и закончились. Почему это произошло, что ожидает здание Национальной оперы Украины и как удалось промышленным проектантам гражданское строительство – рассказал директор проектного института «Киевский промбудпроект» Валерий Ефимчук.
– Валерий Васильевич, на каком этапе сейчас подземный ремонт вокруг Оперного театра и почему работы не начались раньше?
– По результатам тендера на выполнение проектных работ институт был определен генеральным проектировщиком по объекту «Проектно-вишукувальні роботи щодо капітального ремонту та технічного переоснащення інженерного обладнання підземних споруд Національного академічного театру опери та балету Ураїни імені Т. Г. Шевченка».
В 2017 году оказалось, что финансирование театру как заказчику в полном объеме не выделено. Поскольку театр подчинен Министерству культуры, деньги должны быть из госбюджета. Пришлось наверстывать упущенное в 2018 году, и на сегодня все проектные работы завершены. Более того, заказчик провел тендерные процедуры по выбору генерального подрядчика и в ближайшее время должно начаться внедрение наших инженерных решений. Это такая общая ситуация по объекту. В 2018 году руководство Оперного театра вместе с Минкультом все-таки успели провести большую работу и закупить все необходимое оборудование: от насосов до арматуры – номенклатура очень обширная.
– Идея капитального ремонта родилась с планов по замене плитки…
– В середине 2017-го было совещание в нашей мэрии о планах реконструкции трех площадей: Михайловской, Софийской и Театральной. Тогда и активизировалось руководство Оперного театра: их подземные помещения тоже требуют ремонта, и если его не провести сейчас, то после реконструкции площади они не скоро доберутся до своих инженерных сооружений.
Проектный институт «Киевский промбудпроект» в 1960-х был автором инженерных решений, в основу которых вложено функциональное обеспечение оперного театра. Подземные тоннели из самого театра на глубине девяти метров ведут в инженерные блоки в месте расположения входной группы в театр и под территорией за памятником Лысенко. В помещениях находится оборудование, которое обеспечивает микроклимат здания оперного театра. Там расположен машинный зал холодильной станции, кондиционеры, градирни, противопожарное оборудование, насосная станция с резервуарами для воды и т. д.
– Состояние критическое?
– Инженерное оборудование театра находится под землей и работает уже более 50 лет. На сегодняшний день необходимо техническое переоснащение на более энергоэффективное оборудование. Это один момент.
Второй момент – это состояние самих инженерных сооружений. В процессе длительной эксплуатации происходило затекание конструкций, которое повлекло за собой процесс разрушения.
Для принятия окончательных решений по реконструкции подземных инженерных сооружений институт «Киевский промбудпроект», используя многолетний опыт работы с научно-исследовательскими институтами, привлек к сотрудничеству Научно-исследовательский институт строительных конструкций. Он дал окончательный анализ состояния собственно конструкций и подобрал эффективную гидроизоляцию – внутреннюю и внешнюю.
Третий момент – выполнение работ по демонтажу старого и монтажу нового оборудования.
Зайти в помещения можно по тоннелю, но демонтировать надо только через верх, разрыв площадь. Кроме наших работ, нужно будет заменить инженерное обеспечение территории, проложить сети – дождевую канализацию, дренажи, заменить водопроводные вводы.
– Дело только за деньгами? Сумма достаточная?
– Общая стоимость работ, которая прошла тендер, это около 90 млн грн.
Оборудование закуплено. Осталось обеспечить финансирование самих строительных работ. Надеюсь, заказчик решит вопрос финансирования.
– В прошлом году по вашему проекту построили отель Aloft. Для вас это смена профиля?
– У нас был опыт. Мы принимали участие в проектировании гостиницы Intercontinental, Hilton, торгово-развлекательного центра Smart-Plaza, «Гулливер», бизнес-центра «Парус».
Теоретически любое предприятие может достичь самого высокого уровня при одном условии: если у него есть специалисты, способные решать поставленные задачи. При равных условиях на рынке побеждает та компания, сотрудники которой отличаются большим профессионализмом.
В отеле Aloft институт выступал как генеральный проектировщик. Каждый из мировых операторов гостиниц, а в нашем случае это американский «Старвуд» и позже «Марриотт», имеет свои технологические регламенты и требования по инфраструктуре и конфигурации инженерных систем. Оператор выдал нам технологические регламенты – это целые тома требований, и мы проектировали объект в соответствии с ними.
Гостиничный комплекс – это в первую очередь сложный инженерный объект. Это холодильные станции, кондиционеры, противопожарные и охранные системы, видеонаблюдение и системы контроля доступа, высокие санитарные требования. Это сложное современное инженерное сооружение, но 80% работ выполнили своими силами.
В Украине гостиницы соответствуют мировым стандартам. На уровень отеля влияют разные факторы: на каком расстоянии находится от центра города, от международного аэропорта. Aloft размещен в центре, но определен трехзвездочным – операторы посчитали, что именно на такой сегмент есть спрос.
– В работах по Мариинскому дворцу вы тоже принимали участие, были трудности?
– Каждый объект имеет свои интересные задачи с точки зрения инженеров.
Мы участвовали в реконструкции и создании внутренних инженерных систем по разделам: отопление, вентиляция, кондиционирование, водопровод, канализация, электроснабжение, автоматизация сантехсистем. В этом объекте была запроектирована диспетчеризация всех инженерных систем, т. е. управление работой всех систем с центрального щита.