6 июля 1958 года в Киеве открылась Выставка достижений народного хозяйства (укр. – Виставка досягнень народного господарства, ВДНГ). Ни одна республика советского союза не имела такого комплекса. Даже московский строился как всесоюзный. Это был амбициозный проект, удивительный с точки зрения реализации и судьбы. Несмотря на обилие звезд и серпов с молотами, он не подпадает под действие закона о декоммунизации. Его павильоны признаны памятниками архитектуры национального значения. Количество посетителей этой территории за день не так давно побило рекорд дня открытия выставки.
Выставка достижений – только в Украине
Мы привыкли и не задумываемся, а иностранцы, которые приходят на ВДНГ с экскурсоводами, удивляются: почему из всех советских республик именно Украина получила такой масштабный проект. Даже выставка в Москве была построена как всесоюзная, а не республиканская, пояснял на общественных обсуждениях планов по развитию Экспоцентра краевед Василий Бойчук. Он был знаком с архитектором Борисом Жежериным, автором трех павильонов выставки (а также станции метро «Золотые ворота»), и именно от него знает предысторию ее создания.
В 1945 году Украина стала членом ООН наряду с Беларусью и СССР. Это подразумевало наличие своего Министерства иностранных дел и факультета международных отношений. Руководителем Украинской ССР был Никита Хрущев. Он и задумал амбициозный проект и в 1948 году поручил Борису Жежерину подготовить макет. Здания были спроектированы в стиле античной храмовой архитектуры: греческой, римской, вавилонской, египетской. По легенде, когда комплекс был готов, Никита Хрущев сказал: «Вот это ваша Лавра», – а сам монастырь закрыл. Таким образом народу как бы предложили новую религию.
Посетители приходили, восхищались, вздыхали и негодовали: многое из того, что было выставлено, невозможно было купить ни в одном магазине. Задача у этого проекта была далеко не утилитарная, хотя в некотором роде все-таки совмещала и ее.
Храм коммунизма
Античность, помпезность, храмовая архитектура и шпиль на центральном павильоне, покрытый сусальным золотом, вместе с витражом в виде звезды (сейчас закрыт) – все это делает отсылку к церкви, придает сакральное значение. Показывает: вот он – храм коммунизма, рассказывает «Большому Киеву» гид и автор проекта «Фишка Киев» Максим Дербенев.
«Говоря нынешними терминами, это была большая PR-акция. После войны все еще в разрухе, но за два месяца разрабатывают проекты и за шесть лет строят комплекс. Он должен был убеждать: в тяжелой работе мы достигнем высшей цели, главное – работать и перевыполнять план», – поясняет гид.
В декоре, орнаментах и лепке, в скульптуре заложены важные для того времени смыслы. Наиболее интересные по орнаментам, по мнению гида, павильон № 2 – животноводства и № 4 – машино- и приборостроения. Павильон № 2 украшен соответственно: конь, овечка, свинка с поросятами и корова. На фасаде – трудовые награды, которые были аналогами военных.
«Трудовое отличие» соответствует награде «За отвагу». «Герой соцтруда» сопоставим с орденом Ленина, медаль с рубиновой звездой «За трудовую доблесть» – как «Герой Советского Союза». Таким образом, наиболее результативные и упорные труженики приравнивались к героям войны, которая только закончилась. Можно представить, какое это производило впечатление на доярку из села или токаря с завода.
Лепка со смыслом
Украшения внутри павильона не менее интересны.
«Доярка, которая гладит теленка, выполнена в манере Девы Марии – положение рук, головы копирует скульптуру Богоматери в католических храмах, – говорит Максим Дербенев. – Пастух же одет в карпатскую вышиванку, его посох украшен солярными символами. Его роль показать: западные земли – вместе со всей Украиной».
В этом павильоне не было животных (коровники и свинарники были построены дальше, чтобы не смущать запахом), зато под стеклом лежала колбаса. Весь город спорил, настоящая она или муляж. Для молодого поколения надо пояснить, что за колбасой в магазинах выстраивались очереди. А палка копченой или сыровяленой вместе с Киевским тортом открывали любые двери и решали многие проблемы. Так вот в павильоне она была настоящая и менялась в соответствии со сроком годности. Выходившую из экспозиции распределяли между сотрудниками данной выставки. Те в свою очередь могли ее обменять на банку икры у коллег из храма «Дары моря». Позже колбаса переехала в павильон товаров народного потребления, где теперь проводится «КуражБазар».
В архитектуре павильона приборостроения и машиностроения можно увидеть масонские идеи. На это намекают две колонны и арка, которая в масонстве трактуется как путь познанию принципов мироздания. Здесь много медальонов, которые все как один провозглашают: «Мы создаем все виды промышленности». Трактор – сельское хозяйство, поезд – сообщение, доменная печь – тяжелая промышленность, террикон – мы добываем недра, штурвал и штангенциркуль – мы проектируем даже для работ на воде.
Сегодня не видно, но на павильоне до сих пор стоит группа, выполненная из сверхпрочного материала.
«Главный инженер с планом в руке символизирует научный подход, пожилой мастер справа – опыт, молодой слева – энергию. Четвертая фигура в группе – женщина, что означает «мы освободили женщину и уравняли ее в правах, – поясняет Максим Дербенев. –Правда, киевляне шутили: комсомолка попросту не дает мужчинам «сообразить на троих».
Парк развлечений
Выставка достижений в чем-то напоминала современные научные музеи: здесь были целые заводские цеха, стояла рабочая линия с изготавливаемыми деталями. В павильоне «Наука» был первый компьютер СССР 1953 года, огромный, микроскопы и демонстрировалось выращивание кристаллов. Самым популярным был тогда и остается сейчас среди туристов павильон угольной добычи. В нем действительно надо спускаться под землю и передвигаться по тоннелю. В советский период там находился еще и комбайн по рубке угля, который увезли в 1990-х. Увидеть и прочувствовать угольную добычу – это совсем другой опыт, чем видеть смотреть по телевизору. Многие посетители приходят на экскурсию именно ради этой шахты, признается экскурсовод.
Вход был платным – 20 копеек для взрослых и 4 копейки для детей. По воспоминаниям краеведа, была цена и в 30 копеек, возможно, позже. Кто не знает: в 1980-х мороженое на палочке стоило 20 копеек, проезд в общественном транспорте – 5 копеек. Однако эта плата покрывала расходы на содержание комплекса только на 20%, ведь только работников на ВДНГ было около 1500 человек. Еще и содержание парковой зоны в 150 га, общая площадь составляла 380 га.
Пятьдесят лет назад ВДНГ частично выполняла и развлекательную функцию. Мало того что на завод, компьютер или самолет посмотреть (ракет, правда, не выставляли), но и сделать тест-драйв на «Запорожце», покататься на автобусах, которые считались электрическими, а на самом деле были оборудованы тихими двигателями автомобиля «Победа», зимой – промчаться на тройке.
Международный статус
Украинскую выставку посещали известные мировые политики: президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин, президент Югославии Броз Тито, президент Франции Шарль де Голль, в свой единственный визит в Украину Маргарет Тэтчер тоже побывала здесь. Дело в том, что в 1990 году в Киеве проходили Дни Великобритании.
На украинской выставке представляли свои достижения другие страны. Чехословакия привезла в советскую республику первую жвачку, ее раздавали бесплатно. Разыгрывали автомобиль «Шкода», но никому не повезло. Впервые привезли луна-парк, а также поваров и пиво, чтобы похвастаться своим ресторанным мастерством. Впоследствии чехи предложили организовать совместный проект, научили готовить, поставили пиво – так появился на территории ВДНГ ресторан «Прага», который до этого назывался «Лыбедь».
Промышленные выставки были характерны не только для коммунистического строя. Масштабные Экспоцентры есть в Милане и Франкфурте, но там они специализированные, ориентированные на автопром и как следствие – самоокупаемые. У нас же нашли свой способ вдохнуть новую жизнь в уникальное пространство.
Рекорд посещаемости
В день открытия в 1958 году на ВДНГ побывали 150 тысяч человек.
Рекорд побили 60 лет спустя, в 2018 году: за один день Atlas Weekend ВДНГ посетили 156 тысяч человек. Хотя еще четыре года назад о такой популярности Экспоцентр Украины не мог и мечтать – за весь 2015 год его аллеями прошли всего 500 тысяч гостей. О том, как выставка хозяйственных достижений превратилась многопрофильный центр с миллионной аудиторией, рассказал «Большому Киеву» генеральный директор Национального комплекса «Экспоцентр Украины» Евгений Мушкин.
Первая ласточка прилетела в том же 2015 году, когда новая дирекция ВДНГ предложила Владу Троицкому провести культовый фестиваль современного искусства «Гогольфест» у них. Режиссер и автор нескольких творческих проектов, до этого несколько лет сотрудничавший с киностудией имени Довженко, как раз искал новую локацию. Через два месяца после фестиваля на территории комплекса «Экспоцентр Украина» под руководством Евгения Мушкина открылась «Зимова країна», и эффект получился двойной.
«Кроме того что более 250 тысяч людей за зиму увидели ВДНГ с новой стороны, до этого зимой его не посещали – не было повода. Плюс к этому StarLight запустила рекламу, которая активно шла на телеканалах СТБ и ICTV. Не только киевляне, вся Украина узнала, что здесь что-то активно меняется, что-то происходит», – рассказывает директор Экспоцентра.
«Четвертый год здесь проходит главный музыкальный фестиваль страны Atlas Weekend. Он занимает больше 80 га территории. Площадок, которые могли бы принять и разместить у себя такое событие, не много, хотя конкуренция всегда есть», – считает Евгений Мушкин.
Однако отмечает, что в сфере развлечений и отдыха «Экспоцентр Украина» уже стал лидером: только за прошлый год на его территории прошло 292 мероприятия – таким похвастаться никто не может. В мае 2019 года на выходные одновременно проходило больше десятка событий, не мешая друг другу. Посетители приходят сюда и выбирают свою тематику: от выставки собак до «КуражБазара» и Фестиваля вина и сыра.
Кроме фестивальных проектов, здесь есть и постоянно действующие: ледовая арена, поле для мини-футбола, конюшня, контактный зоопарк, парк качелей, летом – бассейн. В целом – более 50 зон развлечений, активного отдыха и спокойных прогулок. Досуг – это то, что видно широкому кругу. Однако на территории ВДНГ проходят и бизнес-события – главная агровыставка страны, запускаются образовательные проекты вроде Kyiv Smart City Hub. Центр становится популярным и в бизнес-среде.
Цена вопроса
Результат такой работы – более трех миллионов посетителей за прошлый год, это в шесть раз больше, чем четыре года назад. И в этом году в Экспоцентре ожидают еще значительный прирост: итоги за полгода показали плюс 40%. Здесь очень стараются привлечь и удержать партнеров.
«Если в другом месте города надо получить согласования и подписи разных ведомств, а это непростая и длительная процедура, то у нас работает принцип единого окна, – поясняет Евгений Мушкин. – Если время, место и стоимость аренды подходит, договор можно подписать за день-два. Наш менеджер идет сам со схемой мероприятия по службам: электрики подключают свет, сантехники – воду, служба безопасности обеспечит заезд, ход мероприятия будет согласован с пожарной службой».
Растущие доходы ВДНГ тратит на погашение долгов перед бюджетом, накопленные еще в 2012-2013 годах – осталось около 8 млн грн, и их планируют выплатить в 2020 году. А также на замену технических сетей, на ремонт: в прошлом году обновили фасад павильона № 1 и центральный бассейн, в этом в планах – павильон № 10. После закрытия долга в Экспоцентре надеются вздохнуть свободнее.
Правда, провести настоящую реставрацию своими силами ВДНГ вряд ли удастся – это требует участия профильных специалистов и больших ресурсов. Например, на содержание московского ВДНГ в этом году потратят 1,5 млрд евро. Но Евгений Мушкин не унывает: считает, что здания в приемлемом состоянии, тем более что отремонтировали систему отопления, угроза разрушения отошла на дальний план.
Формула успеха
Постоянным культурным проектом на территории ВДНГ должен был стать музей коммунистической монументальной пропаганды. Раньше идея его создания активно обсуждалась в творческих и деловых кругах. Ведь здания главной группы Экспоцентра с их рельефами и архитектурой, а также фонтаны – это памятники архитектуры. В соответствии с приказом Министерства культуры и туризма Украины комплекс является памятником архитектуры и градостроительства и внесен в Государственный реестр недвижимых памятников, поэтому не подлежит действию закона о декоммунизации.
Сами павильоны и могут стать основой музея монументальной пропаганды, считает гендиректор комплекса, ведь они именно для этого и создавались. Эта архитектура сегодня очень интересует молодежь и иностранцев, которым хочется своими глазами увидеть, как это работало, хотя и приелось тем украинцам, которые этот период застали. По предварительной идее на территорию комплекса должны были доставлять памятники, которые имеют архитектурную ценность, создавались известными скульпторами или уникальны в своем исполнении. Ведь было много и однотипных конвейерных скульптур. Создание музея пропаганды находится в ведении Министерства культуры, и новостей о нем стоит ждать не раньше выборов и изменений в составе Кабинета министров Украины.
Сегодня на ВДНГ готовятся к масштабным летним событиям, к новому «Кава Квест Фест» в августе. Перечисляя причины популярности комплекса, заслуги команды директор скромно ставит на третье место.
«Природа – здесь уникальный набор деревьев, который привлекает сюда больше 100 видов птиц, ведь каждый вид дерева создает свою экосистему. Античный стиль архитектуры – второй фактор, который привлекает сюда посетителей. Третий – это та жизнь и социальная экосистема, которую мы создаем через события, досуг, спорт, образование и выставки», – подытожил Евгений Мушкин.