Как Татарка дала дуба

Автор: Станислав Цалик
12:06 25.08.2017

В 1840-е годы в нашем городе поселилась небольшая группа татар. Что именно заставило их покинуть Нижний Новгород с его знаменитой…
Читать дальше

Как Татарка дала дуба

В 1840-е годы в нашем городе поселилась небольшая группа татар. Что именно заставило их покинуть Нижний Новгород с его знаменитой ярмаркой и переехать в Киев, остается загадкой. Впрочем, Киев славился не менее знаменитой ярмаркой – Контрактовой. В нескольких кварталах от места ее проведения переселенцы и обустроили себе жилище. Местность получила название – Татарка. В 1860-е годы, когда вместо стихийной застройки здесь начали прокладывать улицы, городской землемер Дмитрий Таиров предложил одну из них назвать Татарской. Так присутствие в Киеве татар закрепилось топонимически.

«Шурум-бурум»

Устройством первого в городе «секонд-хенда» мы обязаны татарской общине. Ведь как получилось? Поначалу 60 татарских семей, переехавших из Нижнего Новгорода, занимались торговлей и мыловарением. Мыло разносили по городу, а также возили на продажу в киевские предместья.

Затем татары занялись скупкой и продажей ношеных вещей. Устроили на Лукьяновской улице специальный рынок: они его называли «Шурум-бурум», а прочие горожане – татарским. Это и был первый киевский «секонд-хенд».

Собственно, старьевщики – скупщики старых вещей – были в Киеве и раньше. Ходили по дворам, носили свой нехитрый скарб, искали клиентуру. Но чтобы специализированный рынок подобной продукции? Нет, такого в нашем городе еще не было.

Место, где расположился «Шурум-бурум», не являлось ни престижным, ни сколь-нибудь привлекательным. Судите сами: все тогдашние улицы делились на четыре разряда. «К 1-му разряду, – объясняют «Правила» 1861 года, – причислены самые главные улицы; к 2-му – второстепенные; к 3-му – менее важные, и к 4-му – все остальные». Так вот, непритязательная улица Лукьяновская относилась к 4-му разряду.

Со временем ассортимент «Шурум-бурума» расширился. Помимо старых вещей, здесь можно было купить изготовленные татарами изделия из кожи, а также традиционную восточную пищу: манты, пахлаву, рахат-лукум и многое другое.

Если верить цифрам

В 1897 году в Киеве состоялась первая перепись населения. Она показала, что в городе обитают 1757 магометан. Всего в Киеве, по данным той же переписи, наличествовало 247 723 жителя. Магометане, таким образом, составляли немногим менее 1%.

Однако давайте внимательнее присмотримся к цифрам. Из 1757 последователей ислама оказалось 1690 мужчин и только 67 женщин. Причем основная масса представителей сильного пола – люди, находившиеся в активном брачном возрасте (20-29 лет). На ком же они были женаты? Ведь женщин в этой же возрастной группе всего 20.

Речь идет, заметьте, не о заезжих купцах, приехавших ненадолго с товаром (их семьи, понятно, остались в местах постоянного проживания), а именно о киевлянах.

Невольно напрашивается предположение, что главы семейств в силу каких-то своих соображений или восточных традиций прятали своих жен от приходивших в дом переписчиков. А последние записывали сведения о составе семьи исключительно со слов самих жильцов – никто не имел полномочий досконально осматривать дом и все помещения.

Так что не исключено, что в действительности численность мусульманского населения Киева была куда больше.

Пятничные молитвы

Понятно, что даже при 1757 официально зарегистрированных мусульманах остро встал вопрос о мечети.

Он решился 3 октября 1897 года, когда в доме №5 по улице Черный Яр (позднее улица Мирная) открылся «магометанский молитвенный дом» (так его именовали в городских справочниках). Здание – двухэтажное деревянное жилое – взяли в аренду у православных владельцев и приспособили для нужд верующих. В частности, три квартиры на втором этаже превратили в молитвенный зал.

Справочник 1909 года информирует: «Настоятель – мулла Юнис Алимов». Богослужения проходили только по пятницам: с 12:30 до 13 часов, а также с 15 до 17. Вскоре здание оказалось тесным для стремительно растущей общины. Зашла речь о необходимости построить полноценную мечеть.

Архитектурный проект заказали инженеру Виокритову – он предложил каменную мечеть на 800 верующих. Городские власти сделали землеотвод: улица Гоголевская, 29. Киевский губернатор Николай Суковкин 29 октября 1913 года торжественно заложил первый камень в фундамент будущей святыни.

Строительную комиссию возглавил Мурза Мурзаевич. Неожиданно комиссия отвергла проект инженера Виокритова – и заменила его проектом архитектора Кубелиева. О причинах можем только догадываться.

Однако и новому проекту не суждено было воплотиться – началась мировая война, потом революция, а при атеистической власти большевиков, которая закрывала и сносила храмы всех конфессий, уже было не до возведения мечети.

В итоге по адресу Гоголевская, 29 расположилась школа.

С началом Первой мировой войны Юнис Алимов стал муллой Киевского военного округа. Киевским губернским гражданским муллой стал Жеганша Жаббаров.

Tatarka

А прославилась Татарка – причем не только на всю империю, но даже за ее пределами – в связи с резонансным «делом Бейлиса».

В марте 1911 года на Татарке нашли убитым 12-летнего киевлянина Андрея Ющинского. Под давлением властей следствие начало трактовать обычное уголовное дело как ритуальное убийство. В июле арестовали 37-летнего Менделя Бейлиса.

Бейлис с женой и пятью детьми проживал на Татарке. Там же находился и кирпичный завод Зайцева, где он служил приказчиком. Основные действующие лица этой истории также являлись жителями Татарки.

Следствие длилось два года. Местные власти в угоду Петербургу упрямо настаивали именно на ритуальной версии – поговаривали, такого вердикта ожидал сам Николай II. Улик не хватало, нередко нужные показания попросту фабриковалась.

В мае 1913 года громкое дело, наконец, передали в суд. Часть членов судебной палаты полагали, что его нужно прекратить ввиду недостатка доказательств. Председатель Киевского окружного суда Николай Габор отказался вести дело, а среди работников городской прокуратуры не нашлось ни одного, кто согласился бы выступить в роли государственного обвинителя.

Габора заменили Федором Болдыревым, срочно переведенным из Умани. А государственного обвинителя прислали из Петербурга – прокурора Оскара Виппера. В итоге судебный процесс начался только 23 сентября. Его ход – подробно, день за днем – освещали все ведущие газеты Российской империи, а также ряд зарубежных изданий.  

28 октября Бейлиса оправдали – это была сенсация.

Но место действия этой истории прогремело на всю империю. И даже за рубежом узнали, что в губернском городе Kiev есть таинственная местность Tatarka. Иногда, правда, писали Tartarka, но эта ошибка изумительно отражала суть дела: «ритуальное» обвинение Бейлиса в ХХ столетии – это действительно бездна, настоящий ад.

Последний свидетель

Старую Татарку в 1970-е годы начали сносить. На ее месте построили жилмассив – количество обитателей заметно увеличилось.

В 1991 году на Подоле вновь открылся мусульманский молитвенный дом, а спустя шесть лет мэр Киева Леонид Косаковский подписал согласие на землеотвод под строительство мечети Ар-Рахма на Татарке. Здание мечети появилось в 2000-м и было рассчитано на 200 молящихся. В следующем году начались праздничные молитвы.

Вскоре киевские мусульмане добились разрешения расширить мечеть – теперь она способна принять до 1000 верующих, возле нее вырос минарет, впервые в Киеве. Кроме того, религиозный комплекс включает Исламскую библиотеку, школу и другие объекты.

Благодаря мечети на Татарке вновь проживает много последователей ислама. А неподалеку расположена одна из самых популярных смотровых площадок Киева – гора Щекавица.

Впрочем, следы старой Татарки не стерлись окончательно – здесь еще можно обнаружить покосившиеся деревянные заборы, старые частные домишки и даже голубятни во дворах.

Местная историческая достопримечательность – Татарский дуб на улице Нагорной (у дома №12). Ему около 350 лет. Это единственное дерево, оставшееся от прежних дубовых рощ на Татарке. Оно – молчаливый свидетель всех описанных в этой статье событий. 

Великий Київ у Google News

підписатися