Чтобы найти устраивающее обе стороны решение проблемы, была организована встреча, о которой «Большой Киев» уже сообщал.
На собрании активистов и представителей Киеврады выяснилось, что претензий к процедуре подачи и голосованию нет, основные проблемы возникают на стадии реализации, соответственно, изменения коснутся преимущественно этой части.
Власти признают, что конкретные петиции можно было быстро воплотить в жизнь, но из-за отсутствия возможности повлиять на руководителей рабочих групп, которые, к слову, не по поводу всех петиций были созданы, никакого продвижения не наблюдается. Все участники обсуждения согласились с тем, что бум петиций, который был замечен в начале года, уже прошел, так как киевляне разуверились в этом механизме демократии и все реже пользуются сервисом электронных обращений.
Изначально ответственной за реализацию петиции была назначена рабочая группа, сформированная из членов депутатских комиссий. Как признает управляющий делами секретариата Киеврады Игорь Хацевич, такая модель не работает. «Депутаты в таких группах участвуют на общественных началах, у них сознательность срабатывает не в 100% случаев, поэтому реализация проходит медленно», – рассказывает собеседник «Большого Киева». В связи с этим по итогам встречи было принято решение поменять модель, в которой отвечать за выполнение петиции станет конкретное должностное лицо. Предполагается, что им будет начальник департамента, заместитель председателя КГГА или любой другой руководитель. Допускается вероятность, что ответственный чиновник будет привлекать другие департаменты и структурные подразделения. «Готовится распоряжение, в котором будут расписаны все полномочия и внутренний механизм взаимодействия по решению задач для реализации петиции», – уточняет он.
Изменения также коснутся и времени реализации той или иной инициативы. Например, после того как мэр Киева принимает решение поддержать петицию, он в тот же день назначает должностное лицо, ответственное за ее реализацию. Чиновнику отводится месяц на то, чтобы вместе с автором петиции сформировать план ее воплощения в жизнь.
«Чтобы не было такого, что автор видит реализацию по-своему, а ответственное лицо – по-своему. Нужен компромисс, потому что автор может не знать каких-то технических деталей, особенностей бюджета, а чиновник может на свой лад трактовать идею петиции. Поэтому в соавторстве они должны создать план действий, согласовать график и понимать, когда они выйдут на финишную прямую», – делится планами Игорь Хацевич.
По истечении 30 дней чиновник в присутствии автора петиции должен представить план реализации на заседании постоянной комиссии, которой, согласно готовящимся изменениям, будет предоставлена функция контролирующего органа.
Во избежание отсутствия коммуникации с общественностью, которое наблюдается сейчас, Хацевич обещает размещать на портале электронных обращений протоколы заседаний комиссии, на которых будут рассматриваться вопросы по петициям. «Сейчас рабочие группы встречаются, но никаких протоколов и информации нет на сайте, но авторы, входящие в рабочие группы, знают, что на самом деле сделан шаг вперед», – добавляет он.
Вариант ежемесячного отчета поддерживает общественность, а власти настаивают на отчете раз в два месяца. «Отчитываться о том, что у нас продолжается закупка, которая как раз и длится месяц, потому что есть тендер, не лучший вариант», – объясняет представитель Киеврады, подчеркивая, что дискуссия по срокам отчетности будет продолжена.
«Пока мы готовили эти изменения, обнаружилась еще одна проблема – процент накрутки голосов», – отмечает Хацевич и обещает учесть опыт других государств, в которых давно отработан механизм коллективных обращений граждан. «Петиция – это не референдум, и подсчет с точностью до одного голоса не является главным. Нам важно, чтобы учитывалось именно мнение людей, а не проплаченных ботов. Поэтому мы приняли несколько ключевых решений, которые будут реализованы», – заключает он.
В частности, петиции будут проверяться на возможность накрутки на рубежах 5 тыс. голосов, 8 тыс. и 10 тыс. Подозрительные голоса будут отсеиваться, а информация о них будет размещаться на портале электронных обращений. «Сейчас выглядит так, как будто мы дождались окончания голосования, посмотрели на популярность петиции, а потом думаем, снимать голоса или нет. Это воспринимается общественностью как нечестный ход. Когда мы будем это делать в ходе голосования, это снимет целый ряд вопросов», – уверен Игорь Хацевич.
Будет также поставлен заслон так называемым дублям, которые сейчас составляют около 5% голосов. Если человек станет повторно голосовать с того же IP и в своих данных изменит только номер телефона, то он получит сообщение о том, что физическое лицо с его данными уже поставило свою подпись под петицией.
«Ясно, что не удастся снизить накрутку до нуля, но те риски, которые мы видим, нужно убирать именно в процессе голосования за петицию. Сейчас обобщенная статистика показывает, что накрутка составляет не более 2-3%, а в других странах этот показатель равен 10%», – рассказывает Хацевич «Большому Киеву».
Что касается других стран, то в администрации финского города Тампере работает целый департамент из семи человек (единственный такой случай в Финляндии), в обязанности которого входит развитие участия граждан в принятии решений общественной важности. Для этого город использует все существующие социальные сети. Еще один способ коммуникации – общегородской интернет-форум Valma, созданный специально для общения власти и горожан. На него выносятся вопросы городской стратегии, местного бюджета. Посетители форума обсуждают обустройство парковок, принимают участие в опросе о том, какие спортивные сооружения нужно построить и сколько еще высоток может быть возведено в каждом районе города.
Власти Тампере регулярно проводят общественные слушания. Участвовать в них может любой житель города, а комментарии по обсуждаемой проблеме могут также быть отправлены по электронной почте ответственному должностному лицу и членам городского совета.