Как радиоактивный ил из Припяти может попасть в киевские краны

Автор: Надія Музлова
14:27 10.04.2019

В Беларуси, Украине и Польше обсуждают строительство водного коридора Е 40. Украине для этого нужно будет углубить Припять и Днепр,…
Читать дальше

Как радиоактивный ил из Припяти может попасть в киевские краны Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В Беларуси, Украине и Польше обсуждают строительство водного коридора Е 40. Украине для этого нужно будет углубить Припять и Днепр, создать фарватер в Киевском водохранилище. Такие работы подымут ил, который уже десятилетиями является естественным радиоактивным могильником, утверждают экологи. По их словам, никакие фильтры не смогут очистить воду для питья от такого заражения.

Цена вопроса

В деловых и экологических кругах активно обсуждают европейский проект строительства водного коридора Е 40. Планируется, что он объединит Балтийское и Черное моря, пройдя по четырем рекам: Висле, Бугу, Припяти, Днепру. Его протяженность составит более 2000 км.

Финансирование – 12 млрд евро, большая часть которых достанется сначала Польше, потом Беларуси. Украине предполагается только 32 млн евро, поскольку считается, что Днепр и так имеет хорошие инфраструктурные характеристики. Необходимо только провести дноуглубление Припяти и Киевского водохранилища, модернизировать шлюзы.

Днепр, река, пляж, рыбаки
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Выгоды украинской стороны – в прибылях от транспортировки грузов, это 4-6 млн тонн в год, поясняет экономический обозреватель Денис Лавникевич. Также в плюсах окажутся депрессивные прибрежные города, которые на данный момент не имеют активной экономики, но в будущем могут обслуживать грузоперевозки по Днепру.

Через Балтийское и Черное моря, а также реки Висла, Буг, Припять, Днепр планируют построить новый водный коридор

На данный момент река не выполняет свою транспортную, экономическую функцию, считает аналитик. Водный транспорт в Европе считается самым дешевым и с точки зрения выбросов углекислого газа наиболее экологичным. Так, баржа-площадка грузоподъемностью 900 т заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков.

Днепр, река, пляж, рыбаки
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Но в Украине наоборот: провоз по реке тонны груза обходится на 100 грн дороже, чем по железной дороге.

«Дело в том, что из-за мелководности Днепра на некоторых участках несамоходные суда у нас загружаются только на 65%», – поясняет Денис Лавникевич.

 Что пить?

Экологи и активисты очень обеспокоены этим глобальным проектом. Они считают, что экономические выгоды для Украины могут обернуться радиационным заражением воды и потерей питьевого ресурса для двух третей населения страны.

Днепр, река, пляж, рыбаки, вода
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Дело в том, что после аварии на Чернобыльской атомной электростанции такие элементы, как цезий и стронций, попали в Припять. Туда же стекали через болота и озера дополнительные объемы радиационного загрязнения.

Водный транспорт в Европе считается самым дешевым и с точки зрения выбросов углекислого газа наиболее экологичным

Поскольку река имеет довольно сильное течение, предположительно, значительная часть загрязнений попала в Киевское водохранилище. С годами все это осело на дно и покрылось илом – природа сама законсервировала смертельно опасные продукты.

очистка воды, Днепр
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Днепр остается источником воды для промышленной деятельности и для питья фактически 30 млн жителей страны. Как ни странно, Украина по европейским меркам считается мало водообеспеченной страной. У нас на душу населения приходится 1200 кубометров воды и всего 400 кубометров в южных регионах.

«За последние 25 лет с карты Украины исчезло около 10 тысяч малых речек», – рассказывает председатель общественной организации «Чистый Днепр» Дмитрий Надеев.

По его данным, филиал «Дноуглубительный флот» при Администрации морских портов Украины собирается объявить тендер на дноуглубление Припяти. Объем выемки – 1 млн кубичных метров, сумма договора – 100 млн грн. В соответствии с техническим заданием нужно будет снять слой грунта толщиной два метра и раскидать его на правый и левый берег реки.

Днепр, река, пляж, рыбаки
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«У меня возникает вопрос: уверены ли мы, что снимать такой слой грунта около самой Чернобыльской АЭС безопасно? Проводились ли какие-либо исследования? Мне говорят: администрация зоны все контролирует, они делают замеры счетчиками Гейгера и имеют полную карту того, где какой уровень радиации. Но в нашем случае нужно более комплексное исследование», – говорит Дмитрий Надеев.

Нужно взять пробы грунта на всей протяженности участка реки, где планируется углубление. Поскольку земснаряд – рабочая бригада – не может работать с точностью хирурга, для выемки слоя толщиной в два метра надо знать, что находится на глубине залегания минимум трех метров. Иначе цезий и стронций вместе с илом окажутся в верхних слоях реки Припять, а потом и Днепра. 

Днепр, река, пляж, вода
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Опасна идея прокладки фарватера на Киевском водохранилище. «Я общался с одним из ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Он говорил, что после аварии на Киевском водохранилище были сделаны специализированные траншеи. Они служили своего рода гравитационным ловушками для всех видов веществ радиационного загрязнения, которые шли из Чернобыльской зоны. Эти траншеи теперь являются своеобразными радиационными могильниками и вопрос создания фарватера очень сильно связан с обходом этих зон», – сказал председатель организации «Чистый Днепр».

Чем дышать?

Экологи также обеспокоены, что со строительством Е 40 изменится естественный природный баланс Полесья. Сейчас эта территория значима своей естественной растительностью и обитателями, здесь проходят пути миграции перелетных птиц. Но главное – Полесье является зелеными легкими центральной и частично северной Европы и, естественно, Украины.

Днепр, река, пляж, вода
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Эколог международной благотворительной организации «Экология – Право – Человек» Алексей Василюк объясняет на примере столицы: «Вокруг Киева есть огромные лесные массивы – три лесопарковых хозяйства. Через них не проходят сильные ветры, влага лесов и прохлада, которая формируется под деревьями, переходят на Киев. Поэтому в городе летом не так жарко, как в открытом поле». Такую же роль для Украины и части Европы выполняет Полесье.

Баржа-площадка грузоподъемностью 900 т заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков

В Беларуси для создания транспортного пути Е 40 необходимо будет выпрямлять сильно петляющую речку Припять.

«Если река будет выпрямлена и на ее берегах создадут валы – она ​​фактически станет каналом. Паводковые воды не будут весной разливаться по болотам, и эти зеленые легкие Европы перестанут быть зелеными, высохнут, начнутся пожары», – считает Алексей Василюк.

Днепр, река, пляж, вода
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Собеседник «Большого Киева» подчеркивает, что ни одна из трех стран (Польша, Беларусь, Украина) на официальном уровне ни в одном документе, будь то, Программа транспортного развития или государственная стратегия на ближайшие годы, не зафиксировала намерений по строительству Е 40.

«Дорожная карта», подписанная представителями Министерства транспорта Украины и Беларуси, по мнению экологов, действенной силы не имеет и является скорее декларативным документом. Кроме того, комиссия ЕС на запрос общественников ответила, что финансирование на этот проект в бюджете на 2019 года не предусмотрено.

станция очистки воды, Киев
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

А все равно придется

Днепр всегда был судоходным. Еще в конце XIX века Российская империя из Балтики в Черное море миноносцы гоняла, напоминает обозреватель Денис Лавникевич.

Беларусь не имеет выхода к морю, что для нее очень важно, и сейчас является лоббистом этого проекта. Сейчас между белорусами и турками ведутся переговоры о развитии торговли. С точки зрения транспортного  обеспечения участвует и Украина.

Именно бизнес лоббирует проведение транспортного пути Е 40. В Украине это выгодно аграрным компаниям, которые возят удобрения от северного соседа на свои херсонские поля. Таково мнение экологов и некоторых экспертов.

Учитывая ухудшения торговых отношений между Беларусью и Россией, первые будут развивать свои транспортные возможности, полагает белорус Денис Лавникевич. И независимо от позиции Украины относительно своей части Днепра и Припяти, соседи все равно будут углублять реку Сож и чистить свою часть Припяти.

водоканал, пробы воды
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«Здесь Беларуси Украина ничего предъявить не сможет: что с Украины прилетело, то обратно и поплывет, белорусы ничего своего не добавят», – комментирует он.

Аналитик считает, что гораздо выгоднее воспользоваться финансированием, почистить Днепр и водохранилища, которые через десять лет рискуют превратиться в болота. Модернизировать очистные сооружения городов на реке. За два года спустить все опасные радиационные отложения в Черное море, где они осядут на глубины.

водоканал, станция очистки воды
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Что касается обеспечения водой городов, то аналитика удивляет, почему для этого используют реку и хлорирование. Тогда как Минск с населением в 3 млн человек 100% воды получает из артезианских скважин и хлорку не использует.

Великий Київ у Google News

підписатися