Как работают в мегаполисе: 24/7 и наследие промышленной эпохи

Автор: Григорий Мельничук
14:13 13.03.2019

Отпрашиваться, брать отгул или отпуск – распространенная практика для работающих людей, которым нужно решить финансовые, административные или жилищно-коммунальные вопросы. Жизнь…
Читать дальше

Как работают в мегаполисе: 24/7 и наследие промышленной эпохи

Отпрашиваться, брать отгул или отпуск – распространенная практика для работающих людей, которым нужно решить финансовые, административные или жилищно-коммунальные вопросы. Жизнь становится все сложнее, мы пользуемся все большим числом разнообразных сервисов, потребляем разнообразные продукты и услуги, стараемся успеть развлечься и попутешествовать.

Однако классическая рабочая неделя 5/2, еще и с учетом времени на поездки на работу и домой, оставляет совсем немного свободного времени. С другой стороны, все, что ориентировано на прямой контакт с людьми, страдает от пиковых перегрузок – транспорт, сфера услуг, розничная торговля, турбизнес… «Большой Киев» разбирался в нюансах доставшегося от индустриальной эпохи распорядка работы и исследовал, каким образом можно организовать «работу для людей».

Как индустриальная история формирует наши дни

Тема определения длительности рабочего дня, выходных и отпусков возникла с наступлением промышленной революции – появление сначала ткацких станков, а впоследствии и конвейеров потребовало большого количества рабочих рук для в общем-то несложных операций. Чем дольше люди работают, тем больше дохода приносит оборудование владельцам фабрик и заводов. Ну а простой – ночью, в выходные – это недополученная прибыль, удорожание продукции, снижение конкурентоспособности.

рабочая неделя, инфографика
40-часовая рабочая неделя – стандарт в индустриальном обществе

Классическая рабочая неделя 5/2, еще и с учетом времени на поездки на работу и домой, оставляет совсем немного свободного времени

Борьба рабочего класса за свободное время действительно началась с довольно тяжелой ситуации, когда приходилось работать по 12-14 часов в сутки, за конвейер становились женщины и дети.

Все вместе это сформировало определенный антагонизм между работником и работодателем и привело к созданию нынешнего трудового законодательства. Впрочем, прогрессивные бизнесмены быстро заметили плюсы сокращения рабочего времени.

Генри Форд сократил рабочую неделю с 60 до 40 часов – и на его конвейерах рабочие стали меньше уставать и работать более эффективно. Ну а чтобы оборудование не простаивало, со временем придумали работу в две-три смены.

Конвейер на заводе Форд, 1913 год
Конвейер на заводе «Форд», 1913 год

Так индустриальный уклад экономики сформировал определенную традицию рабочей недели и рабочего времени. И если в условиях индустриальной экономики, когда основой было производство материальных предметов, это соответствовало вызовам, то с переходом к постиндустриальному миру стало возникать все больше разногласий. Ключевой момент – точка встречи производителя и потребителя, товаров и особенно услуг. Классическая индустрия не предполагает прямой их контакт. Так производство и потребление разнесены в пространстве и времени. Человек, который собрал телевизор или автомобиль, никогда не встретится с их пользователем.

С развитием экономики и общества ранее не имевший свободного времени рабочий постепенно превращается в клиента, потребителя

С развитием экономики и общества, повышением автоматизации производства, уменьшением рабочего времени, ростом уровня жизни ранее не имевший свободного времени (да и денег!) рабочий постепенно превращается в клиента, потребителя. Увеличивается доля продукции, ориентированной не на общегосударственные нужны (да-да, тот пресловутый ВПК!), а на внутреннее потребление населением. И это не только материальные предметы, но и услуги. Но ведь невозможно постричь по скайпу или чинить зубы на конвейере! Путешествовать «через интернет» тоже не получится.

Как работающий человек отрезан от услуг

Но здесь-то и оказывается, что принципы борьбы за всеобщее благо работающих в постиндустриальной экономике дают сбой. Пока работающие «обслуживали» промышленность, государство или условные склады (не контактируя с потребителем), все выглядело неплохо. 

Однако когда работающему человеку понадобились товары и услуги – оказалось, что это не так просто: у всех работающих оказалось одно и то же рабочее время

Это звучит странно, но именно работающий на «классической» работе человек, а значит, вроде бы и наиболее платежеспособный, оказывается фактически отрезанным от уймы возможностей современного мира, ну или очень ограничен во времени для их реализации. Административные и банковские услуги, медицина, образование зачастую жестко закладываются на рабочее время. Розничная торговля и развлечения доступны лишь пару часов вечерами по будням и в выходные – что провоцирует в этих сферах пиковые нагрузки и штиль в остальное время.

Сфера обслуживания подстраивается под работающих клиентов, и это приводит к ухудшению условий труда на рынке

Да, рынок идет навстречу платежеспособным клиентам-труженикам: банки начинают работать по субботам до обеда, в субботу уже доступны  центры предоставления административных услуг (ЦПАУ), а супермаркеты и кинотеатры работают почти до полуночи и готовы к пиковым нагрузкам в выходные, даже «Укрпошта» отменила обеденные перерывы. Но в итоге это приводит к ухудшению условий труда в сфере услуг – слишком большая продолжительность рабочего дня, отсутствие полноценного перерыва в обед, «трудовые» выходные…

ЦПАУ
Житомирский ЦПАУ работает в субботу, а во вторник – «длинный» день

При этом налоговые все так же доступны только в будни (и закрываются на обед), архивы, музеи (кроме очень популярных), библиотеки зачастую также (может, открыты на час дольше обычного рабочего дня), вузы редко имеют полноценные ученые программы выходного дня, а неубиенные ЖЭКи работают и того меньше, вечером и в выходные не достучишься. Стоматологи раньше других освоили практику выходного дня, однако зачастую в медцентрах типичный рабочий день как у всех, «овертайм» – всего пару часов.

И это у нас еще «дружественная среда»! В Германии, например, в воскресенье закрыты большие магазины – доступны лишь маленькие лавки и магазинчики на бензоколонках. С 2018-го года подобный запрет для больших и средних магазинов начали вводить и в Польше, правда маленькие лавки могут работать на усмотрение владельцев. Запреты на торговлю в воскресенье на сегодня действуют также в ряде других стран Европы, например в Венгрии. Чем-то это напоминает шаббат в Израиле: в субботу работают только редкие арабские магазины и не ходит «официальный» общественный транспорт – а только опять же арабские маршрутки.

выходной в воскресенье
В ряде европейских стран большие магазины закрыты по воскресеньям

Как срезать «пики»: необычные рабочие недели

Пиковые нагрузки на транспорт, торговлю и сферу услуг увеличивают издержки, которые в конечном итоге оплачивают потребители

Пиковые нагрузки на транспорт, торговлю и сферу услуг увеличивают издержки, которые в конечном итоге оплачивают потребители. Для обеспечения работы общественного транспорта в пиковое время нужно больше техники и водителей – но это всего пару часов утром и пару вечером, остальное время автобусы и трамваи простаивают в депо, а водители вынуждены работать в «разрывных» сменах – утром и вечером. А за полупустой транспорт днем тоже нужно платить, что увеличивает себестоимость!

Та же история в сфере торговли и услуг.

Пиковые нагрузки требуют большей инфраструктуры: больше касс, часть которых работает считанные часы в неделю; больше торговых площадей, чтобы люди физически вместились именно при пиковых нагрузках; больше паркингов, занятых только в выходные.

Требуется и больше сотрудников, которые за два выходных не успевают «наработать» полноценную рабочую неделю за выходные дни – а значит, получить достойную зарплату.

Что с этим делать? Можем ли мы себе позволить оплачивать издержки от пиковых нагрузок, при этом ограничивая потребление и вообще возможности работающих сограждан? Выход – отойти от «индустриальной» рабочей недели, диверсифицировав рабочее время в разных компаниях и организациях.

парковка ТРЦ
  1. Смещение рабочего времени. О том, чтобы разнести начало рабочего дня во времени для разных организаций, говорится уже довольно давно. Кому-то начать работу в 07:00, кому-то – в 8:30, а кому-то – в 10:00. В каких-то вузах начинать занятия с первой пары, а в других – со второй. Розничные магазины открывать в 12:00 и закрывать в 21:00, так как утром в магазинах одежды и промтоваров клиентов крайне мало.

Главным «потребителем» таких реформ должна стать транспортная система. Для горожан это и уменьшение заторов, и снижение себестоимости общественного транспорта. Но этим должен кто-то заниматься, и это задача мэрии! Никто другой, кроме департамента экономики, не сможет лучше координировать распределение рабочего времени, притом что муниципалитет и сам является крупным работодателем.

Пиковые нагрузки в метро выглядят так – и это обычная практика
Пиковые нагрузки в метро выглядят так, и это обычная практика
  1. Смещение рабочих дней. Еще с исторического экскурса в эпоху индустриальной экономики мы помним, что чем больше времени работает оборудование, тем больше выработка. Создание современного рабочего места, особенно высокооплачиваемого, стоит довольно больших денег, а значит, оно должно «работать» уж никак не 40 часов в неделю. Самый простой вариант обойтись без вторых-третьих смен и обеспечить работу организации без выходных – совмещенное использование рабочего места со сдвинутыми выходными.
открытка
В выходные доехать на работу можно без пыток часа пик

При рабочей неделе 5/2 и трех сотрудниках два всегда будут на работе, а в один день выйдут все три человека. Так могут работать службы «без выходных», при этом без вечерних и ночных смен, при которых люди устают гораздо больше.

Самый простой вариант обойтись без вторых-третьих смен и обеспечить работу организации без выходных – совмещенное использование рабочего места со сдвинутыми выходными.

Ведь при двух выходных в субботу-воскресенье или в понедельник-вторник общее рабочее время не меняется, а кому-то так удобней. На такие графики все больше переходят компании, которые ориентированы как на работающих в режиме 5/2, так и на профессионалов – например, строительные магазины, производства мебели на заказ.

Магазины стараются быть доступней для работающих людей
Магазины стараются быть доступнее для работающих людей
  1. Четырехдневная рабочая неделя. Мы привыкли считать, что рабочий день установлен в восемь часов, однако на самом деле это не совсем так. Во-первых, не считается часовой обеденный перерыв – а это при пятидневке пять часов в неделю. Ну а во-вторых, в больших городах куда больше времени уходит на поездки на работу и с работы – зачастую это классический «час в одну сторону», то есть два часа в сутки. Так набегает десять часов за неделю или при 250 рабочих днях в году – 500 часов в год.

Одним из результатов такой математики являются инициативы по введению четырехдневной рабочей недели, особенно в мегаполисах. При 40-часовой рабочей неделе и четырехдневке получается рабочий день всего на час дольше, девять часов, и имеем 36 часов. Если учесть, что, например, во Франции уже 35-часовая рабочая неделя (пять дней по семь часов) – получаем соизмеримые цифры. При этом «пропадает» один обеденный перерыв в неделю и два часа на поездку на работу и домой – плюс три часа жизни в неделю для работающего и уменьшение издержек на проезд и обед вне дома.

четырехдневная рабочая неделя сокращает издержки на проезд, обед и «раскачку»
Четырехдневная рабочая неделя сокращает издержки на проезд, обед и «раскачку»

Есть противоположные видения удлинения рабочего дня – как положительные, так и отрицательные. С одной стороны, сотрудники вроде бы меньше устают, имея короткий день, но и короткая рабочая неделя с тремя выходными позволяет лучше восстановиться. С другой – просто сокращение рабочих часов с тем же объемом работы приводит к повышению интенсивности труда, что повышает усталость.

Впрочем, уже с точки зрения работодателя есть плюсы в том, что в общем объеме рабочего времени меньше «часов раскачки».

Первые и последние полчаса рабочего дня часто не так эффективны – сотрудник или только «раскачивается» утренним кофе, или уже собирается домой, поглядывая на часы. «Пропажа» одного обеденного перерыва также уменьшает время адаптации от нерабочей к рабочей атмосфере.

  1. Двойная рабочая неделя. Если заходит речь о сокращении числа рабочих дней, то вновь можно вспомнить об экономике создания рабочего места. В нынешних условиях довольно дорого обходится простой рабочего места два выходных, а уж три при четырехдневной рабочей неделе – и вовсе расточительность. Три рабочих дня – это 24 рабочих часа при восьмичасовом дне, или 36 часов при 12-часовой смене, то есть почти те же 40 часов в неделю.

12-часовые смены распространены в сфере торговли и услуг, на транспорте, в сфере общественного питания и в других отраслях, связанных с непосредственным контактом с клиентом. И при трех днях они формируют полноценную ставку, полноценное рабочее место!

Если же сделать гибкие рабочие недели 4/3 – 3/4 (четыре рабочих – три выходных – три рабочих – четыре выходных), при удлиненных рабочих сменах в 9-10 часов, можно «набрать» рабочие часы на полноценную ставку и обеспечить людям довольно длинные и регулярные выходные.

Работа компаний без выходных – реалии постиндустриальной экономики
Работа компаний без выходных – реалии постиндустриальной экономики

…Чем полезны три выходных дня? Сглаживание пиковых нагрузок на торговлю и транспорт – макроэкономический эффект от изменения рабочих графиков, однако формат трех выходных дает больше возможностей и для самих работающих. Кто-то в выходные сможет попробовать открыть свой бизнес или заработать на хобби, не теряя основное место работы. За три дня можно спокойно купить все необходимое не только в ТРЦ, но и на местном рынке, на ярмарке, выбирая и общаясь с людьми с удовольствием.

Сглаживание пиковых нагрузок на торговлю и транспорт – макроэкономический эффект от изменения рабочих графиков, однако формат трех выходных дает больше возможностей и для самих работающих

Три дня в неделю – возможный формат для очного обучения, что позволит студентам лучше совмещать полноценные учебу и работу, причем по специальности, а не только курьером или официантом. Это улучшит и привлекательность внутреннего туризма – короткие двух-трехдневные поездки становятся доступнее, что также позитивно скажется на местной экономике…

Да, оптимизация издержек приведет к сокращению неэффективного рабочего времени, а также рабочих мест в сфере торговли и услуг, однако при практически тех же объемах продаж и услуг позволит повысить зарплату сотрудникам. А это важно в условиях растущей трудовой миграции – обеспечить конкурентное по зарплате рабочее место.

…А как же праздники?

…А как же быть с государственными праздниками-выходными? На сегодняшний день у многих людей их нет – в такие дни «на всю катушку» работает розничная торговля, развлечения, сфера услуг.

При системе двойной рабочей недели большие праздники стоит сделать «священными»: как полноценные выходные – с закрытыми ТРЦ, минимумом транспорта и работой только экстренных служб.

спортлайф
Работа в праздничные дни в Украине в сфере услуг – норма, тогда как в Европе отдыхают все

Великий Київ у Google News

підписатися