Пастила вошла в рацион киевлян несколько лет назад. Количество крафтовых производств растет. Вместе с тем расширяется и ассортимент: пастилу делают уже не только из привычных яблок, но также из бананов. Гвоздем осеннего сезона стала тыква — ее активно покупали в связи с возникшей модой отмечать Хэллоуин. Все производители делают пастилу из свежих фруктов и ягод
Перед сушкой их не проваривают, как это было принято в СССР. Именно поэтому такая пастила считается новым «здоровым» продуктом.
«В Америке это очень популярное направление. Даже диссертации защищаются на сопутствующие темы, например, при какой температуре сохраняются энзимы, позволяющие усваивать клетчатку, — отмечает соучредитель проекта «Фруролл» Елена Владыко. — В Украине все только зарождается. Но за два года работы я вижу, как вырос спрос: мы начинали с Киева, а теперь нет региона, в который бы мы не поставляли наши роллы».
Родительский комитет
Запускать бизнес, ориентируюсь на потребности собственных детей, становится тенденцией. «Большой Киев» уже рассказывал, как отцы-айтишники открывают детские IT-школы, в которых можно научиться всему: от программирования роботов до создания сайтов и программ. Женщины после рождения ребенка запускают крафтовое производство безвредных лакомств.
Именно эксперименты с сушкой фруктов привели мать пяти детей Зою Бургонскую к идее проекта «Фрустики» — об этом молодом стартапе «Большой Киев» рассказывал весной. Похожая история появления и у пастилы SERGIO.
«Еще в далеком 2009 году, с рождением сына Сергея, передо мной как мамой возникла необходимость в чистых, необработанных сухофруктах для приготовления компотиков из сушеных фруктов и ягод по рекомендации педиатра», — пишет на сайте компании основательница Елена Большакова. И подчеркивает, что торговая марка носит имя сына.
«На самом деле у нас покупают пастилу не только для детей, — признается «Большому Киеву» представитель проекта SERGIO Ирина Мельник. — Наша «ФрукФетта» пользуется спросом и у взрослых. Сейчас многие стараются питаться правильно».
Зоя Бурбонская ориентируется в основном на женщин, ведь чаще всего именно на них лежит забота о семье. «Сейчас в Facebook можно четко отследить, кто наша аудитория. 97% — это женщины в возрасте от 35 до 42 лет», — утверждает предпринимательница. При этом она не исключает, что у большинства из них есть дети.
Лавки да корзины
Производители пастилы не только продают ее в собственных онлайн-магазинах, но и «заходят» в торговые сети и заведения общепита.
«Мы активно работаем с маленькими лавочками, которые ориентируются на экопродукты. Их сейчас появляется множество. Это не большие сети — у одного владельца одна-две точки, поэтому договариваться проще», — утверждает Бурбонская.
Присутствует крафтовая пастила и в самой крупной сети «здоровых» продуктов «Эко-Лавка». Однако наибольшим показателем популярности продукта производители считают выход в крупные торговые сети. И некоторым это удается. «Мы уже работаем с «МегаМаркетом» в «Космополите». Сейчас ведем переговоры с «Новусом», — делится своими достижениями Ирина Мельник.
Самая соль
«Кроме плодово-ягодной линейки мы собираемся создать еще овощную. Тыква, конечно, не совсем овощ, но начало положено. Следующей у нас будет морковь», — предупреждает Елена Владыко.
О развитии овощного направления говорят и другие производители. При этом признаются, что это может быть не только соленая пастила, а вполне возможно, что и овощные чипсы или даже сухие завтраки туриста. О том, что в прошлом году появилось сразу две столичные марки сухих пайков «ХАРЧІ» и «ЇДЛО» «Большой Киев» рассказывал в материале «Кто в Киеве живет за счет чужих походов».
Впрочем, и сегодня, кроме пастилы, производители выпускают другую продукцию, в частности традиционные сухофрукты, фруктовые чипсы, чаи и даже цукаты. Однако существенный рост спроса отмечается только на пастилу, поэтому с ней, в первую очередь, они и связывают развитие своего бизнеса.