Как нащупать точку опоры

Автор: Татьяна Коломыченко
07:00 27.03.2018

«Мы любим этот формат еще с первых столичных квестов — пеших и автомобильных. Но мне всегда не хватало какой-то социальной…
Читать дальше

Как нащупать точку опоры
Світлодіодне освітлення

«Мы любим этот формат еще с первых столичных квестов — пеших и автомобильных. Но мне всегда не хватало какой-то социальной составляющей», — признается Алина. Год назад она ее нашла: так появился первый в Украине музей в темноте «Три после полуночи»

За массивной дверью тяжелая черная штора — жизнь на ощупь в музее «Три после полуночи» начинается с прикосновения к бархату. Все гиды здесь незрячие: с ними экскурсанты учатся ориентироваться в полной темноте. За полтора часа они проходят пять локаций, в том числе «квартиру» и «улицу». Алина Марненко вместе с партнером Владимиром Дидусом собиралась открыть квест-комнату, но вышло что-то большее.

«Возьмите трость. Вы не видите, но это белая трость — с ней ходят незрячие, — говорит гид Ирина. — Мы идем в город». Лестница в специально отстроенном подъезде кажется бесконечной, хотя ступенек всего семь. Еще одна дверь — и на экскурсантов обрушиваются тысячи городских звуков: там цокают каблучки, тут радостно лает собака. Под ногами уже не ровная поверхность, а булыжная мостовая. А впереди раздаются звуки оживленной дороги.

«Перед тем как начать работу над пространством, мы советовались с незрячими. Они хотели, чтобы было все: лужи, ямы и припаркованные на тротуаре автомобили. Очень наболело», — вспоминает Алина. 

На создание пространства для экскурсии, которое занимает 150 квадратных метров, ушло полгода. 

Ни капли жалости

Музеи в темноте есть во многих европейских городах. О такой локации во Франкфурте Алине и Владимиру рассказали немецкие друзья. «Уже прошло несколько лет, а их впечатления были такие же яркие! Они поделились, как музей изменил их восприятие незрячих и самих себя, — отмечает девушка. — Но был и грустный момент. На прощание экскурсовод сказал им: вы уходите, а я остаюсь в темноте навсегда».

Партнеры решили не играть на жалости. В своем проекте они собрали гидов, которые ведут активную социальную жизнь. «Я за жизнеутверждающие примеры», — делится соавтор проекта. 

В команде сейчас четыре гида — все с начала основания музея. Но Алина собирается расширять штат и уже ищет новых экскурсоводов. За год выросла посещаемость музея, к тому же основатели проводят арт-выставки.

После экскурсии в темноте посетители отправляются в комнату отдыха. Там их ждет приглушенный свет и горячий чай. Когда гости приходят в себя, они начинают задавать вопросы. Поэтому, по словам Алины, «в теме» должны быть не только гиды, но и все администраторы музея: именно таких она и искала.  

Прикоснуться к Моне Лизе

На основную экскурсию незрячие приходят редко, только если с близкими или коллегами.

«Была незрячая девушка, она очень хорошо перемещается по городу. И с ней зрячий парень. Встречаются уже пару лет. После экскурсии парень долго молчал, а потом воскликнул: «Как ты вообще по метро ходишь?» — вспоминает Марненко.

Дети из школы-интерната для незрячих приезжают вместе с преподавателями. «Директор интерната даже сказала, что поняла чувства воспитанников», — говорит Алина.

Школьники без проблем со зрением — тоже активные посетители музея. Это важнейшая целевая группа, считает соосновательница. Школьным классам в будние дни предоставляется скидка в 50%.

Полный билет на экскурсию стоит 200 грн, на выставку — 150 грн. Основная аудитория музея — активные молодые люди. Они нередко приобретают подарочные сертификаты на дни рождения: дарить новые ощущения себе и другим — тренд.

Для незрячих посещение музея бесплатно, в том числе и арт-выставок. Последние им куда интереснее, признается собеседница. Например, на данный момент в выставочном зале музея представлена архитектура. Новые экспонаты — существенная статья расходов. Для удешевления процесса партнеры даже приобрели 3D-принтер и часть объектов печатают самостоятельно.

«Наша гид очень удивилась, какая Мона Лиза на самом деле. Она о ней слышала, но не видела», — добавляет Алина.

Лучше, чем в Европе

До открытия локации в Киеве Алина с партнером намеренно не посещала действующие музеи. Однако сразу после запуска отправилась в Будапешт и Франкфурт. «Я осталась довольна тем, что мы сделали. В Европе музеи в темноте, как и квест-комнаты, намного проще. К тому же они не интерактивные: экскурсанты не выполняют заданий», — делится она впечатлениями.

Киевский музей отличается и размером групп. В Европе пускают до 10-15 человек. В «Три после полуночи» действует ограничение: четыре человека на экскурсию, два — на выставку.

Посетители, как правило, записываются уже компаниями. «Если людей меньше, доукомплектовываем, больше — разбиваем на группы. Это же касается и классов: выводим всех гидов и ведем школьников параллельно, но разными маршрутами. Иначе теряется ощущение», — уверена Марненко. 

Увеличивать пропускную способность она не планирует. Такой «социальный» подход позволяет достичь самоокупаемости, но речи о возврате инвестиций пока не идет. 

Стоимость вложений Алина не называет. Однако не скрывает, что большая часть пошла на ремонт. По данным «Большого Киева», оформление стандартной квест-комнаты в столице, размер которой не превышает 200 «квадратов», обходится в $15-20 тыс.

«Мы арендуем помещение. В некоторых городах музеи в темноте поддерживает муниципалитет. Если бы мы получили такую помощь, смогли бы держать темп и продолжать вкладывать в новые арт-объекты», — говорит она. Также этой весной проект «Три после полуночи» планирует запустить экскурсии с незрячими гидами по киевским улицам: данный формат уже тестируется.   

Посетить музей можно по адресу улица О. Гончара, 45-В

Великий Київ у Google News

підписатися