Как начиналась выставка 1913 года

Автор: Олексій Смолін
09:04 23.08.2018

Всю ночь с 29 на 30 мая 1913 года на территории Всероссийской сельскохозяйственной, фабрично-заводской, торгово-промышленной и научно-художественной выставки стучали молотки…
Читать дальше

Как начиналась выставка 1913 года

Всю ночь с 29 на 30 мая 1913 года на территории Всероссийской сельскохозяйственной, фабрично-заводской, торгово-промышленной и научно-художественной выставки стучали молотки и визжали пилы. Словно нерадивый гимназист, пытающийся в последние ночные часы перед завтрашним экзаменом залатать пробелы в знаниях, организаторы выставки в авральном порядке готовили свое выпестованное чадо к открытию

За полтора года, прошедшие с создания организационного комитета до открытия выставки, была проведена титаническая работа по подготовке выставочных площадей и территории выставки, приглашению экспонентов и размещению экспонатов. Хотели как лучше, но получилось как обычно. Не успели. Вернее сделать успели многое, но далеко не все, к чему так долго готовились и еще дольше планировали.

Свершилось!

Список гостей, прибывших на торжественную церемонию по открытию, вполне мог бы стать основой для справочника «Кто есть кто в Киеве и Киевской губернии», если бы такую книгу кто-нибудь решил издать в 1913 году. Промышленные и аграрные выставки проводились в Киеве уже несколько раз, но эта стала первой, получившей статус нерегионального и общегосударственного мероприятия. Посему акцент торжества незаметно сместился и превратился в массовый акт выражения верноподданнических чувств. К полудню вокруг построенных за ночь палаток и навесов собрались «живописные группки», состоящие из представителей гражданских и военных властей.

Фото: выставка перед открытием

К обычному, для таких случаев, набору власть имущих, добавились чиновники министерства народного просвещения, являющего одним из инвесторов выставки. Однако, роль «гвоздя программы» и «свадебного генерала» в этот день была уготована не князям  мирским, а владыке духовному. Ровно в час дня через главный вход прямо на территорию выставки вкатилась карета, влекомая отборной четверкой породистых лошадей – прибыл высокопреосвященный Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий. Все киевские епископы и другое духовенство саном пониже, уже ожидали своего руководителя у красочного шатра, разбитого специально для проведения «благодарственного молебна».

Впрочем, после того как смолкли последние слова молебна и высохли под лучами жаркого майского солнца последние капли святой воды, обильно окропившие гостей выставки, на первую роль опять вышел начальник края, точнее его супруга. Е. С. Трепова была дамой светской и публичной, не пропускавшей ни одного значимого мероприятия в Киевской губернии. Именно ей была доверена почетная обязанность перерезать ленточку, символически преграждающую вход на выставку. В воздух взвились флаги и три военных оркестра разом грянули гимн. Выставка открылась.

Несколько последующих дней киевские телеграфисты были просто завалены работой, принимая и передавая десятки телеграмм. Тексты их были малоинформативны, но объемны и написаны в лучших традициях имперского бюрократического канцеляризма начала XX века: «Лишенный к сожалению, пока посетить открывающуюся в Киеве Всероссийскую выставку, которая должна послужить показателем достигнутых успехов… и залогом дальнейшего культурного развития и процветания нашего отечества… Прошу передать приветствия и пожелания полного успеха». Прочие телеграммы мало отличались по содержанию, но должности подписавших их лиц не оставляли  телеграфистов ни малейшего права на ошибку.

День первый

Для простых смертных выставка открыла ворота и билетные кассы только в три часа пополудни. Первые четыре входные билета получили «отцы-основатели» выставки князь М. А. Куракин, граф А. Н. Тышкевич, А. А. Микулин и Д. С. Марголин. Самый первый платный билет приобрела  слушательница высших женских курсов госпожа Ближинская и сопровождающий ее мещанин Гончаренко. Этим счастливчикам достались почетные билеты, дающее право на посещении выставки до самого ее закрытия. Какие же впечатления получили посетители?

Фото: трамваи добрались до выставки

Первое неудобство ожидало посетителей еще за пределами выставки. Как не подгоняла киевская городская управа, руководство общества городской железной дороги, трамвайные ветку до выставки вовремя дотянуть не успели. Желающим осмотреть экспозиции приходилось или нанимать извозчика или десять – пятнадцать минут идти пешком, обходя при этом груды земли и ямы, образовавшиеся при прокладывании путей. Да и на самой выставочной территории работы велись еще полным ходом.

Тонкой натуре киевлян, привыкших к уюту городских парков и скверов, одних из главных промахов, допущенных при подготовке к открытию, показалось отсутствие скамеек, в результате чего «публике волей-неволей приходилось быть все время на ногах, что конечно являлось очень утомительным». Вторым недостатком, сразу бросающимся в глаза, было  то,  что организаторы выставки не додумались установить указатели, которые помогали бы гостям ориентироваться среди многочисленных зданий и выставочных павильонов.   Еще один промах посетители обнаруживали не сразу, но он сильно сказывался на настроении посетителей – совершенно неясно было, где находятся общественные туалеты и есть ли они на выставке вообще.

Дорожки и аллеи также разить не успели. Несмотря на утренний дождь повсюду толстым слоем лежала пыль, вздымающая плотным облаком при каждом шаге, оседая затем на обувь и одежду. Немало портили общее впечатление и кучи строительных материалов, и мусора возле недостроенных павильонов. Таких на выставке в день открытия оказалось немало. Даже среди уже законченных павильонов большинство еще стояли без экспонатов, и экскурсантам, натолкнувшимся на закрытые двери и обозревшим через окна пустующие помещения, приходилось следовать дальше в поисках уже открывшихся экспозиций.

Фото: скамеек катастрофически не хватало

В этом плане не подвели торговый дом Волкенштей, предприятие Ж. И. Кейса и фирма Р. Вольфа из Магдебурга, демонстрирующие сельскохозяйственные двигатели и машины. В целом именно производители оборудования и техники для сельского хозяйства оказались самыми исполнительными и пунктуальными, заполнившими свои экспозиции к началу выставки.

Павильон харьковского паровозостроительного завода оказался закрыт, зато на площадках, занятых фирмой Штокка и компанией «Румели» посетителей ожидала широкий ассортимент моторных плугов и тракторов «Ойль Пуль». Кроме заграничных машиностроитель порадовали посетителей экспозиция Юго-Западных железных дорог, прикатившей на выставку новейшие вагоны и паровозы, и павильон Донецкого общества стекольной промышленности. Здание, чуть ли не полностью построенное из стеклянных бутылок, трубок, колб и витражей просто поражала воображение. Вечером же оно зажглось огнями тысяч электрических лампочек, заставивших «всю эту стеклянную массу переливаться всеми цветами радуги». Громадный пруд со светящимися фонтами тоже оказался неработающим и в день открытия «был сух как пустыня».

Фото: павильон Юго-Западных железных дорог

Закончился первый день выставки намного раньше чем,  ожидалось. В половину восьмого вечера неожиданно обрушившийся летний ливень заставил посетителей искать укрытия в открытых для посещения павильонах. Шел ливень недолго, но выпавших осадков вполне хватило для того, чтобы превратить территории выставки в «непролазную топь». Для эвакуации посетителей из «грязевого плена» на нижней площадке выставки в срочном порядке пришлось строить деревянные кладки, а на верхней через самые большие лужи перебрасывать мостки из досок.

Фото: павильон округа путей сообщения

Итоги первого дня

Первый блин вышел не комом, но с комками сырого, непропеченного теста.  Несмотря на многочисленные недоработки и пустующие павильоны, посетителям выставки удалось увидеть достаточно технических новинок, подивиться смелым и оригинальным решениям архитекторов и «ландшафтным дизайнеров».

К закрытию касс было продано билетов на сумму, чуть превышающую 400 рублей. При цене билета в один рубль посчитать общее количество посетителей выставки совсем не трудно. В тот же день выручка ресторана-варьете, вовремя открывшегося на территории выставки, составила семь тысяч рублей. И это не считая «кружечных». Полученные чаевые, по обычаям того времени, официанты складывали в общую кружку, а по закрытия заведения делили поровну. В этот день прислуга и повара ресторана «на чай» заработали 300 рублей.

Фото: одна из экспозиций Министерства народного просвещения

Во второй день выставки, не отягощенный торжественными мероприятиями и природными катаклизмами, было продано свыше четыре тысяч билетов, что при стоимости одного билета в 35 копеек принесло в кассу полторы тысячи рублей. Кроме того, в этот день были проведены первые бесплатные групповые экскурсии. На выставке побывали «30 учащихся Слободского народного училища Харьковской губернии, группа студентов Екатеринославского горного училища, 34 ученика Онуфриевского двухклассного имени графа Л. Н.Толстого училища, 10 учеников Моклянковского земского начального училища Пирятинского уезда Полтавской губернии и 15 учеников из того же уезда такого е земского Нечипоровского училища». Выставка начала набирать обороты.

Нашлись в скором времени и скамейки. 900 штук изящных и удобных скамеек были сложены за одним из недостроенных зданий выставки и там, в сумятице последних дней забыты. К середине июня они заняли свои места по всей выставке, чем немало порадовали киевлян и гостей сахарной, спортивной и выставочной столицы.

Великий Київ у Google News

підписатися
    більше новин