Костел святого Николая начали строить на Большой Васильковской в 1899 году. Необходимость его сооружения назрела давно. Ведь со времен освящения предыдущего костела – святого Александра – прошло уже более полувека. За это время Киев пережил промышленный и строительный бум, его население увеличилось более чем в шесть раз – с 45 тысяч человек до 247 тысяч.
Согласно переписи 1897 года, в городе проживали 35,5 тысячи католиков. Костел святого Александра – единственный в Киеве – был слишком тесен для такого количества прихожан. Власти, тем не менее, долгое время не давали разрешения на строительство второго костела, особенно после восстания, охватившего Польшу в 1863 году.
Ждать пришлось долго. В 1895-м в Киев приехал обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев – глава духовного ведомства, человек крайне реакционных взглядов. Католическая община обратилась к нему с просьбой позволить строительство еще одного костела.
Вопрос в итоге был решен положительно. Иначе чего бы киевские римо-католики подали 5 декабря 1896 года в городскую управу коллективное письмо с просьбой о выделении участка для строительства костела?
Варианты рассматривались разные: на Соломенке, на улице Кузнечной (ныне В. Антоновича), в районе современного проспекта Победы… В результате управа предоставила землю по улице Большой Васильковской, 75, где находились частные лесные склады, подлежавшие сносу. Вопрос решили сравнительно быстро – всего за полтора месяца. Землеотвод датируется 23 января 1897 года.
Народ против жюри
В том же году при содействии Петербургского общества архитекторов объявили конкурс, в котором приняли участие 30 проектов. Наиболее интересным, по мнению профессионального жюри, оказался проект гражданского инженера С. Шпаковского – костел с одной башней. Но из-за ошибки в генеральном плане участка его работа не была премирована. Первую премию присудили архитектору П. Гиппиусу, вторую – студенту Института гражданских инженеров С. Воловскому, третью – гражданскому инженеру А. Венсану.
Проекты-лауреаты выставили на общественное обсуждение в зале Киевского общества древностей и искусств. Наибольшее одобрение посетителей получила работа Воловского – и строить решили именно по его проекту. Возникла, впрочем, одна заковыка: у 24-летнего студента не было не только практического опыта, но и диплома о высшем образовании. Согласно правилам, он не имел права руководить постройкой костела. Поэтому к рабочему проектированию, руководству и надзором за ходом строительства киевские власти привлекли известного архитектора Владислава Городецкого.
Планы меняются
Городецкий не только принял это предложение, но и доработал конкурсный проект, став фактически его соавтором. В частности, к предусмотренным Воловским двум большим башням добавил одну маленькую, предусмотрел окно-розу, обогатил декор и так далее.
В январе 1898-го император Николай II окончательно утвердил проект и дал разрешение строить. Спустя два месяца в зале городской думы собрались прихожане костела св. Александра и выбрали комитет по сооружению костела св. Николая: в его состав вошли видные представители польской общины – граф Потоцкий, граф Браницкий и другие, а также сам Городецкий.
Комитет оперативно провел тендер для подрядчиков – его выиграла знаменитая строительная контора Льва Гинзбурга. Уже 2 июля начали выкапывать котлован под фундаменты.
Довольно скоро выяснилось, что не зря руководить работами доверили опытному Владиславу Городецкому. Строители, выбрав землю до глубины шесть метров (!), так и не добрались до материкового грунта – под землей проходило русло реки Лыбедь. Первоначальный план уложить в фундамент 1 миллион кирпичей отпал.
Решили применить техническую новинку – вбить в шахматном порядке 300 бетонных свай, изобретенных киевским инженером Антоном Страусом. Это было сделано впервые в Европе. И работа пошла!
Уголовное дело
Строительство шло медленно (часто останавливалось из-за нехватки средств) и прошло не без драматических эксцессов.
20 августа 1904 года газета «Киевлянин» публикует заметку «Катастрофа в усадьбе нового костела». В ней сообщается о том, что 18-летний Ефим Кевлич, работавший на возведении костела святого Николая, упал со строительных лесов и разбился насмерть.
Против Городецкого, осуществлявшего надзор за строительством, возбудили уголовное дело. Следователь взял с архитектора подписку о невыезде и поручил инженеру А. Феокритову провести экспертизу. Эксперт пришел к выводу: в смерти рабочего виноват архитектор. Доказательства изложил в специальном документе, приобщенном к материалам дела. Городецкому светила тюрьма.
Зодчий настоял на проведении повторной экспертизы – с другим составом комиссии. Попросил включить в нее губернского инженера В. Безсмертного, архитекторов А. Кобелева и Э. Брадтмана, своих добрых знакомых. С Эдуардом Брадтманом он в 1895–1901 годах успешно «освоил» застройку бывшей усадьбы профессора Федора Меринга в самом центре Киева. А с Владимиром Безсмертным и Александром Кобелевым за несколько лет до этого заседал в строительной комиссии Киевской сельскохозяйственной и промышленной выставки.
Экспертная комиссия в новом составе оправдала Городецкого. А вину за случившееся возложила на самого погибшего – мол, аккуратнее надо было обращаться с лебедкой. Уголовное дело закрыли.
Большой футбол
Костел святого Николая, рассчитанный на 2300 мест, освятили 6 декабря 1909 года. На торжественной церемонии присутствовал Киевский, Волынский и Подольский генерал-губернатор Федор Трепов. Однако храм служил по прямому назначению недолго. В 1931 (по другим данным, в 1936) году большевики закрыли приход, а здание отдали под склады разным организациям.
После Второй мировой войны в костеле разместился Киевский государственный областной архив, а высокие стрельчатые башни «украсили» многочисленными антеннами для глушения передач зарубежных радиостанций.
Ситуацию изменила, как ни странно, 75-я сессия Международного олимпийского комитета, состоявшаяся в 1974 году в далекой Вене. На ней выбрали столицей летних Олимпийских игр 1980 года Москву. А Москва, в свою очередь, делегировала проведение части олимпийских футбольных матчей Киеву.
Ввиду ожидавшегося наплыва иностранных болельщиков и журналистов было решено срочно выселить из костела архив, снять с башен глушилки, здание отреставрировать и открыть в нем Республиканский дом органной и камерной музыки. Для нового учреждения культуры специально заказали орган известной чехословацкой фирме Rieger-Kloss.
Орган установили в 1979-м. Тогда же состоялось и открытие Дома органной и камерной музыки. Его художественным руководителем стал Арсений Котляревский, основатель украинской органной школы.
Два в одном
С 1992 года в храме проводятся не только концерты – здесь возобновились и богослужения.
Само здание, однако, осталось в ведении государства. Перевести Дом органной и камерной музыки в другое помещение было бы желательно, но не так-то просто: орган специально создавался именно для этого помещения, с учетом его размеров и особенностей акустики.
Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, католическая церковь имеет все права на свой храм, с другой – орган, стоимость которого весьма значительна, был установлен на деньги Министерства культуры. Нюанс еще и в том, что орган создавался не для действующего храма, а для концертного зала, поэтому расположен не на хорах, как положено, а в алтарной части, превращенной в сцену.
Как бы там ни было, в 2001 году костел св. Николая посетил папа римский Иоанн Павел II. Здание – одно из красивейших в Киеве – признано памятником архитектуры и искусства.