Как киевским трамваем генерал командовал

Автор: Олексій Смолін
13:47 30.11.2016

В истории человечества случались разные периоды. Природные катастрофы сменялись кровопролитными войнами и страшными эпидемиями. Появлялись и уходили в небытие новые…
Читать дальше

Как киевским трамваем генерал командовал

В истории человечества случались разные периоды. Природные катастрофы сменялись кровопролитными войнами и страшными эпидемиями. Появлялись и уходили в небытие новые государства, разрастались и гибли «вечные» империи, триумфальные победы сменялись горькими поражениями. Менялись династии, религии, общественный строй и социальный уклад. Но были и годы относительного затишья, когда «топор войны» зарывался в землю, а люди возвращались к мирной жизни 

Расцветала культура, создавались величайшие произведения искусства, совершались замечательные научные открытия.

Но если о бурных этапах истории известно большинству людей из школьных учебников, то информацией о мирном течении жизни в тот или иной период владеют только специалисты. К примеру, многие с легкостью расскажут о событиях, имевших место в 1812, 1861, 1905, 1914 или 1917 годах. А вот с 1892 годом все будет не так просто.

Год 1892

Спортивные болельщики знают, что в этом году ливерпульский предприниматель Джон Холдинг, сколотивший состояние на пивном и гостиничном бизнесе, создал футбольный клуб, ставший впоследствии самым титулованным и успешным в истории английского футбола. Liverpool становился чемпионом Англии восемнадцать раз. Любители хоккея вспомнят, что в этом же году генерал-губернатор Канады лорд Стэнли Престон учредил переходящий приз для лучшей канадской хоккейной команды. Кубок Стэнли и в третьем тысячелетии ежегодно вручается победителям NHL.

В 1892 году появились хорошо знакомые нам металлические крышки для пивных бутылок. Патент на это изобретение получил американец Уильям Пейнтер, житель города Балтимор. А американский дантист Вашингтон Шеффилд из Нью-Лондона изобрел и запатентовал тюбик для зубной пасты.

А что примечательного произошло на просторах Российской империи? В Киеве, например, именно в 1892 году пошел первый в России электрический трамвай, а в Санкт-Петербурге Александр III высочайшим указом утвердил «Правила о местностях, объявленных состоящими на военном положении».

Казалось бы, что может быть общего между муниципальным транспортом хоть и крупного, но провинциального центра страны и имперским «антикризисным» указом. На первый взгляд вроде бы ничего. Лежат они в совершенно разных плоскостях, нигде не пересекаются. Пока не наступил год 1916-й.

Год 1916

Если в годы правления Александра III, известного как «царь-миротворец», Россия не участвовала ни в одной войне, то его преемник, Николай II позволил втянуть империю в русско-японскую войну, а затем и в Первую мировую.

Благодаря царскому соизволению Киев в 1916 году оказался «местностью, объявленной на военном положении». А значит, «высшее направление действий по охранению в ней государственного порядка и общественного спокойствия переходит от министра внутренних дел к главнокомандующему и командующим армиями. Командующему армией подчиняется местный генерал-губернатор, или лицо, коему присваиваются права последнего, причем командующий пользуется правом отменять их распоряжения, касающиеся охранения государственного порядка и общественного спокойствия, и давать им предписания по сему предмету».

На практике это значило, что у Киевской городской управы, помимо генерал–губернатора, появилась целая плеяда начальников: начальник киевского гарнизона, главный начальник снабжения Юго-Западного фронта, главный начальник Киевского военного округа, командующий Юго-Западным фронтом. Каждый из перечисленных военачальников считал своим долгом вмешиваться в работу городского самоуправления, но особо отличился на этой ниве начальник округа генерал-лейтенант Ходорович.

Киевские обыватели довольно быстро разобрались, откуда дует ветер и кто в городе главный. Если раньше со своими жалобами и проблемами горожане шли в городскую управу или к полицмейстеру, то теперь поток лиц, страждущих правосудия и справедливости, потянулся в приемную генерала.

Обвесили на рынке? Нагрубили в трамвае? Подняли квартплату? Обсчитали в лавке? Сбили с ног автомобилем или конным экипажем? Самый простой и быстрый способ наказать виновных – обратиться к Ходоровичу.

Генерал-лейтенант Николай Александрович Ходорович на сообщения о беспорядках в городе реагировал крайне болезненно. В свое время он окончил Киевское реальное училище, затем военная карьера дважды возвращала его в город детства. С осени 1906-го до начала 1911 года в звании генерал-майора он занимал должность начальника военных сообщений Киевского военного округа. В июле 1915 года он вернулся из Омска в погонах генерал-лейтенанта на должность помощника главного начальника Киевского военного округа, а апреле 1916 года занял эту должность.

Поначалу Николай Александрович пытался лично вникать в каждую жалобу и просьбу горожан, но вскоре убедился, что навести в городе хоть какой-то порядок можно только системными решениями. Многочисленные дорожно-транспортные происшествия с участием автомобилей заставили генерала принять кардинальные меры. Он перевел рассмотрение таких дел под юрисдикцию военно-полевых судов. Аварий и сбитых пешеходов меньше не стало, зато лихачей, ранее отделывающихся штрафами, теперь ожидало лишение свободы на каторге или в крепости.

Следующей на очереди оказалась городская железная дорога. При чтении городских новостей создавалось впечатление, что в Киеве между водителями автомобилей и вагоновожатыми трамваев происходит негласное состязание по количеству сбитых пешеходов. Чуть ли не в каждом номере городских газет одна–две заметки рассказывали о «жертвах неосторожной езды» и «попавших под вагон городской железной дороги».

Из трамвая под арест

В конце концов, в первом декабрьском номере ежедневной газеты «Киевлянин» произошла встреча электрического трамвая и «Правил о местностях, объявленных состоящими на военном положении», увидевших свет в 1892 году. Итогом их встречи стало появление уникального документа от 25 ноября 1916 года, подписанного главным начальником Киевского военного округа генерал-лейтенантом Николаем Ходоровичем. «На основании п. 1, 2 и 3 ст. 19 «Правил о местностях…»  в целях урегулирования движения вагонов городского трамвая и установления должного порядка езды в последних по городу Киеву издано обязательное постановление».

Вводимые постановлением правила могут показаться наивными и банальными, но многие из них остаются актуальными и по сей день:

«Вход для двойных вагонов (имелись в ввиду пульмановские вагоны, имеющие три посадочные площадки. – Авт.) только через среднюю площадку с выходом через крайние»;

«Для одиночных вагонов (старые вагоны на две площадки. – Авт.) вход через заднюю, выход через переднюю площадку»;

«На остановочных пунктах лица, ожидающие вагона, должны устанавливать для входа в вагон очередь. За правильностью очередей должна следить сама публика при содействии полиции»;

«Воспрещается садиться на предохранительные дуги вагонов и стоять на ступеньках вагонов»:

«Кондукторам вагонов и контролерам воспрещается грубое обращение с пассажирами».

Правила простые и понятные. А вот санкции, предусмотренные к нарушителям, адекватными назвать никак нельзя: «Виновные нарушения сего постановления подвергаются в административном порядке денежному штрафу до трех тысяч рублей или заключению в тюрьме или крепости до трех месяцев». Сумма и по нынешним временам немалая, а по тем временам просто огромная. Для сравнения: месячная зарплата кондуктора составляла 30 рублей, а жалованье армейского полковника – 320 рублей в месяц.

Кроме того, «кондукторы вагонов и контролеры, замеченные в грубом обращении с пассажирами, помимо административной ответственности, указанной выше, подлежат увольнению со службы». На этом фоне кажется ничтожным наказанием штраф в три рубля с заменой при неуплате арестом на одни сутки, грозящий нарушителям пункта 8 постановления: «Грузовым и легковым извозчикам и моторным платформам (автомобилям) воспрещается езда по путям трамвая». Подобную мягкость санкций, вероятно, можно объяснить только нехваткой гужевого и автомобильного транспорта.

Из-за стойки под арест

В заключение следует отметить, что в тот же день Ходорович издал еще одно «обязательное постановление». В нем речь шла об ограничении времени работы «ресторанов, трактиров, столовых и буфетов при клубах и общественных собраниях» до часу ночи.

«Уполномоченным органом» по рассмотрению дел по нарушению этого постановления был назначен киевский губернатор. При этом наказание было определено такое же – штраф до трех тысяч рублей или заключение до трех месяцев.

Великий Київ у Google News

підписатися