Установить сообщение с левым берегом Днепра киевляне пытались с первых дней существования города. Эту проблему начал решать еще легендарный Кий. В «Повести временных лет» о нем сказано: «Некоторые же говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Закладку первого наплавного моста летописцы относят к 1115 году
По одним данным, он находился в районе Вышгорода, но по другим – неподалеку от Выдубицкого монастыря.
Попыток устроить надежную переправу через Днепр не счесть. Сохранились упоминания о наплавном мосте, построенном восставшими запорожцами в 1651 году. До 1680 года существовал временный наплавной Спасский мост – там, где нынче расположен мост Метро. От него вилась дорога к церкви Спаса на Берестове. Для удобства проезда на гору дорогу покрыли деревом.
В 1702 году появилась переправа к Наводницкой пристани, несколько позже лодочников и паромщиков сменил казенный мост. «Наводницкий плавучий мост, – отмечал Николай Сементовский в путеводителе по Киеву 1900 года издания, – ежегодно устраивался по спадении весенних вод в русло Днепра, что обыкновенно бывает в начале июня». Он находился неподалеку от нынешнего моста Патона.
Вместо наплавного моста в 1744 году появился стационарный деревянный, принадлежавший Киево-Печерской лавре. Его ввиду ветхости разобрали с началом Первой мировой войны в 1914 году – заменили новым, тоже деревянным, но приспособленным для военных нужд.
Царь «завернул» два проекта
В июне 1829 года в Киев прибыл император Николай I. Это было его первое посещение нашего города в статусе монарха. Он обратил внимание местных властей на то, что Киеву необходим постоянный крепкий мост – каменный, широкий, удобный для проезда.
Речь шла не только о благоустройстве города, но и о задачах стратегических – Киев являлся важным военным пунктом, на территории которого расположена первоклассная Печерская крепость.
Однако отцы города, внимательно выслушав самодержца, не предпринимали никаких дальнейших шагов. Николай I, всякий раз наезжая в Киев – а он бывал у нас 15 раз! – настойчиво возвращался к этому вопросу.
Наконец, спустя десять лет инженер Мельников представил проект моста между двумя губерниями (правый берег Днепра относился к Киевской губернии, а левый – к Черниговской). Император отклонил его, найдя слишком дорогим. По той же причине спустя пять лет «завернул» и проект Готмана.
Прогулка по цепям
Оказалось, что если работать с англичанами, то мост обойдется дешевле. В итоге Николай I одобрил проект профессора Лондонского университета Чарльза Виньоля, предложившего «повесить» мост на мощных цепях, лежащих на шести каменных столбах, а снизу подпереть его быками.
Строительство началось в 1848 году в том месте, где раньше находился временный Спасский мост. Всю строительную технику доставили из Англии. Железные части моста изготовили в Бирмингеме. Их шестнадцатью кораблями привезли в Одессу, а оттуда на многочисленных подводах, запряженных волами, – в Киев.
Строителями киевского моста были крестьяне из российских губерний. «Однажды, – вспоминал писатель Николай Лесков, – когда цепи были уже натянуты, один калужский каменщик, по уполномочию от товарищей, сходил во время пасхальной заутрени с киевского берега на черниговский по цепям, за водкою, которая на той стороне Днепра продавалась тогда много дешевле». Этот уникальный случай Лесков описал в рассказе «Запечатленный ангел», заменив для приличия водку на икону и добавив немного религиозного пафоса.
Слободка и шоссе
Профессор Виньоль сооружал свой мост пять лет – до 1853 года. Постройка обошлась казне в 2,5 млн рублей серебром. Мост получил название Цепной, а спустя два года указом нового императора Александра II – Николаевский. «По длине и устройству, – подчеркивает Сементовский, – Николаевский цепной мост один из величайших в свете».
Появление постоянного моста во многом изменило жизнь левобережья. У его подошвы возникло поселение – Предмостная слободка. Первоначально ее обитателями оказались строители моста, потом – мостовые надсмотрщики, чуть позднее к ним присоединились рабочие завода «Арсенал», работники киевского порта, подольские чернорабочие. Появился новый тип киевлянина – работает в городе, но живет в Черниговской губернии. Со временем слободка насчитывала уже несколько десятков улиц.
За Предмостной слободкой через глубокие пески проложили шоссе в Бровары, открывшее не только новые транспортные пути, но и новые для жителей Киева рынки сбыта в заднепровских губерниях.
Из капитанов в полковники
Новую эпоху в жизни Киева открыл и второй стационарный мост через Днепр – железнодорожный, входивший в состав Курско-Киевской железной дороги. Его соорудили по проекту военного инженера Аманда Струве.
Строительные работы начались в марте 1868 года. Менее чем через два года – 12 февраля 1870-го – провели испытание моста. Сначала его испытывали «спокойным грузом» – последовательно ставили шесть паровозов на каждый пролет. Затем сцепленные паровозы на большой скорости промчались по всему мосту.
Испытания продолжались с утра до 18 часов. В итоге специальная комиссия под председательством барона Кнута Шернваля признала результаты испытаний вполне удовлетворительными. На сооружение моста ушло более 3 млн рублей.
Железнодорожный мост изумил киевлян не менее, чем Цепной. Во-первых, он оказался полностью выполненным из металла, что по тем временам было диковинкой. Во-вторых, в отличие от обычных мостов, железнодорожный представлял собой ажурный тоннель.
Длина киевского чуда составила 1,5 км – это был самый протяженный мост в мире! И еще один примечательный факт: при сооружении железнодорожного моста впервые в империи применили кессонное основание. Автора проекта Струве в знак благодарности сразу повысили из капитанов в полковники.
Именно по этому мосту, названному Днепровским, а потом – Дарницким, прошел первый в истории нашего города железнодорожный состав, открыв 18 февраля 1870 года новую эру, приблизившую к Киеву множество местностей, ранее считавшихся весьма отдаленными для поездок и торговли.
В Дарницу – каждые полчаса
К постепенному освоению Киевом левого берега подключился и городской общественный транспорт. Еще в 1903 году был разработан проект электрического трамвая на Никольскую Слободку и в Дарницу. Причем не просто разработан – концессию на 75 лет предоставили предпринимателю Николаю Матвееву. Проект, впрочем, так и не был реализован.
Спустя семь лет полиция разрешила инженеру путей сообщения Валерию Тимченко устроить трамвайное сообщение с левым берегом. Но он также не воспользовался предоставленным шансом.
Земляные работы по укладке рельсов начались в 1911 году. В декабре этого года первые бензомоторные вагоны отправились от Почтовой площади по Цепному мосту до Никольской Слободки. Позднее маршрут продлили до Быковни.
И вот уже путеводитель «Спутник по Киеву» 1912 года рекомендует пользоваться услугами «Киево-Броварского мото-трамвая с ветвью на Дарницу». Вагоны отходили каждые полчаса с 6:00 до 20:30, а проезд стоил от пяти до 15 копеек в зависимости от расстояния.
Окончательно Киев покорил ближнее левобережье только в 1923 году, когда в результате административно-территориальной реформы оно вошло в городскую черту.