Как государство реагирует на клик

Автор: Ирина Погорила
15:45 28.09.2016

Предполагалось, что с введением института электронных обращений киевляне получат простой и удобный способ влияния на деятельность органов местного самоуправления. Однако…
Читать дальше

Как государство реагирует на клик

Предполагалось, что с введением института электронных обращений киевляне получат простой и удобный способ влияния на деятельность органов местного самоуправления. Однако на сегодняшний день все петиции, на которые должна последовать реакция Киевской городской рады, кочуют по кабинетам столичных чиновников

Несмотря на то что находятся желающие использовать механизм прямой демократии в качестве развлечения, предлагая, например, «Научить ворон и сорок, а также других умных птиц убирать мусор с улиц столицы», «Переименовать улицу Банковую на улицу Офшорную» или «Переименовать Московский проспект в проспект Пушистых котиков», большинство обращений затрагивает серьезные вопросы.

Всего на сайте Киеврады зарегистрировано 30 петиций, набравших более 10 тысяч подписей, с которыми, согласно положению «О порядке подачи и рассмотрения электронных петиций» от 8 октября 2015 года, работают городские власти. Однако, как удалось выяснить «Большому Киеву», сервис не работает на полную мощность и ни одна инициатива киевлян до сих пор не воплощена в жизнь, несмотря на внесение Киеврадой ряда изменений в положение о петициях, направленных на улучшение процедуры. 

Рейтинг составлен по данным сайта Киеврады на 21 сентября

Диаграмма составлена на основе петиций, набравших более 10 тысяч подписей

Народ не безмолвствует

Так, в подвешенном состоянии оказалась петиция «О введении ночных маршрутов в городе Киев», зарегистрированная 3 октября 2015 Богданом Долинце и набравшая наибольшее количество подписей – 11 844.

Несмотря на то что Киевская городская государственная администрация объявила о запуске ночных маршрутов во втором квартале 2016 года, а департамент транспортной инфраструктуры КГГА уже разработал маршруты, общественный транспорт в столице ночью не работает.

Как пояснил на встрече с авторами петиций директор департамента транспортной инфраструктуры КГГА Сергей Майзель, на сегодняшний день разработаны десять ночных маршрутов, которые уже протестировали общественные организации, и три из них получили одобрение. «Готовится тендер для выбора перевозчика, который власти проведут до 20 октября.  А в первых числах ноября ночные маршруты начнут работать», – обещает чиновник.

Департамент транспортной инфраструктуры КГГА предлагает три пилотных маршрута:

 • Кадетский гай – Троещина;

 • ж/д вокзал – Виноградарь;

 • ж/д вокзал – Харьковский массив.

По словам автора петиции, прежде чем зарегистрировать свое предложение, он исследовал мировой опыт. «…Ночной транспорт работает во всех цивилизованных странах и даже в ряде городов Украины, в частности в Виннице уже два года как есть, во Львове, в Севастополе еще с 2012 года, хоть там и две маршрутки от частных перевозчиков, а в Киеве за год не могут сделать. Это как минимум очень странно выглядит», – удивляется Богдан Долинце в разговоре с «Большим Киевом».

Причину медлительности городских властей он видит в том, что существующий в Киеве механизм петиций работает только для того, чтобы понизить градус общественного недовольства. По его словам, собранные 10 тысяч подписей под петицией граждане воспринимают как маленькую победу, успокаиваются и ждут решения проблемы, однако власть как может затягивает решение проблемы, а документы собирают пыль на столах чиновников.

«Петиции – это хороший инструмент, но когда он действует. Как, например, в Польше, где работа с петициями жестко отслеживается на уровне мэров городов, которые доводят до конца и отчитываются, сколько получили, сколько выполнили. У нас этого нет», – объясняет активист.

По его мнению, выходом из сложившейся ситуации может быть введение административной ответственности за игнорирование общественных требований.

Отметим, такая же судьба постигла и петицию по ускорению строительства муниципального приюта для животных в Киеве, автором которой является Людмила Луцюк. Петиция была зарегистрирована 12 ноября 2105 и «в целом поддержана» Киеврадой.

«Петиция набрала соответствующее количество голосов и сыграла роль в стабилизации климата зоозащитных процессов. Власти, безусловно, поддержали ту форму, которая была предложена… и, к сожалению, не пошли пока дальше», – рассказывает Луцюк «Большому Киеву». По ее словам, были получены отчеты и ответы по петиции с акцентом на отсутствие финансирования и с заверением, что «процесс идет и перспективы начать развитие такого центра есть».

Департамент городского благоустройства и сохранения природной среды КГГА получил распоряжение секретаря Киеврады Владимира Прокопива, но, как утверждает Людмила Луцюк, «официальные ответы есть, даже если они не удовлетворили мои ожидания и не имеют ответов на мои вопросы – это ложится в общую картину беспорядка в КГГА».  

По замечанию Луцюк, процедуру работы с электронными обращениями граждан характеризует то, что она «не называет имена и структуры исполнителей, имеющих прямое отношение к планированию реализации проектов, и не предполагает коммуникации между инициаторами петиции и профессионалами из разных сфер».

«Лично для меня петиции – это форма общения и механизм влияния. Осталось научиться с ними работать – это процесс стремительный при условии достаточной осведомленности людей», – объясняет автор петиции о строительстве приюта для домашних животных.

Власть не бездействует

На встрече с авторами петиций, которую 27 сентября провел секретарь Киеврады Владимир Прокопив, он заметил, что нужно отработать модель воплощения в жизнь электронных обращений граждан.

«Модель с ответственностью рабочих групп имеет свои недостатки. Основной из них – отсутствие непосредственного воздействия на руководителя рабочей группы – депутата Киеврады, который не является должностным лицом, а ответственность его сводится к политической ответственности на следующих выборах», – напоминает управляющий делами секретариата Киеврады Игорь Хацевич.

По его словам, нужно налаживать коммуникацию между властями и авторами петиций. «Если мы реализовываем петицию, а часть их невозможно реализовать быстро, и не информируем общественность, тогда ничего не получится. То есть нужно системно и регулярно отчитываться в том, что мы сделали, тогда будет все меняться в направлении решения вопросов и тогда же авторы и активисты поверят, что и мы этого хотим».

Кроме этого, существует проблема накрутки голосов в поддержку петиции. Как рассказывает «Большому Киеву» модератор и координатор электронных петиций Киеврады Диана Петрынка, «мы пропускаем все петиции, находящиеся в полномочиях Киеврады, а на втором этапе смотрим, чтобы петиция была оформлена согласно закону «Об обращениях граждан», с указанием имени, фамилии и отчества автора, суть петиции». При этом она замечает, что «на сайте появляются глупые петиции, например, о переименовании Московского проспекта в проспект Пушистых котиков». «Мы не контролируем фантазию авторов петиций», – добавляет Петрынка. 

Координатор Киеврады напоминает, что каждой петиции отводится три месяца на то, чтобы набрать 10 тыс. голосов, если она не набирает этого количества, то ее рассматривают как частное обращение гражданина. «Поэтому автор петиции о Пушистых котиках все равно получит ответ на свою инициативу», – предупреждает Петрынка.

Что касается накрутки голосов, то во избежание этого была введена дополнительная идентификация и авторизация. «Теперь, чтобы проголосовать, пользователь должен пройти специальную процедуру, в том числе и подтверждение по мобильному телефону с sms-кодом», – уточняет она и добавляет, что это почти вдесятеро снизило уровень накрутки.

«У нас есть обратная связь, и по электронной почте наши пользователи сами сообщают нам, что на том или ином форуме идет обсуждение, как за деньги можно это обойти. Мы реагируем на это и, скорее всего, будем готовить обращение в СБУ по конкретным обсуждениям на конкретных сайтах», –обещает Диана Петрынка. 

Великий Київ у Google News

підписатися