Внедорожные, горные, спортивные, шоссейные, циклокроссовые, трековые, трюковые, туристические, городские, фэтбайки, чопперы, круизеры, лигерады, тандемы, гибриды… Разобраться в типах, видах и назначении современных велосипедов достаточно непросто. А если учесть, что эти машины представлены несколькими десятки именитых брендов и сотней-другой менее известных, то разобраться в этом велоизобилии можно только с привлечением специалиста. Сто и более лет назад такого многообразия киевские велолюбители не знали, но и у них был выбор, представленный отечественными, европейскими и американскими производителями.
Первая ласточка
Первый велосипед на киевских улицах был замечен в 1869 году. О том, какой переполох вызвало среди городских обывателей появление этого агрегата, «Большой Киев» уже писал: «Прохожие увидели человека, ехавшего верхом на огромном колесе. Позади к большому колесу было прикреплено второе, маленькое…». Описание этого транспортного средства очень лаконично, однако и его вполне хватает, чтобы понять: киевские обыватели впервые повстречали велосипед-«паук».
Надо сказать, что киевлянам повезло: подобные велосипеды только начинали набирать популярность и завоевывать мир. В 1870 году их серийное производство на предприятии Coventry Machinists’ Company наладил британский изобретатель Джеймс Старли. Машина позволяла развивать невиданную по тем временам скорость до 30 километров в час, была достаточно проста и надежна. Вслед за Старли подобные велосипеды начали производить в США, Франции и Германии.
Большое полуметровое колесо с тонкими спицами, напоминающее паутину, давало выигрыш в скорости. Скоростные велосипеды заинтересовали спортсменов, именно на «пауках» начали проводить первые велогонки, а англичанин Томас Стивенс на такой машине совершил первое в мире кругосветное велосипедное путешествие. Однако в Киеве «пауки» прижиться не смогли. Большое колесо позволяло быстро ездить, однако и падать с него было высоко. В седло, размещенное на большой высоте, забраться без посторонней помощи было непросто, а тормозить приходилось, ухватившись за столб или ствол дерева. Кроме того, с таким высоко расположенным центром тяжести ездить по гористой киевской местности было трудно. Если при подъеме ездоку еще удавалось сохранять равновесие, сдвигая корпус вперед, то при спуске кувырок через голову мог бы такую поездку сделать последней. Аналогичный результат был при столкновении даже с небольшим препятствием. Такая неприятность случилась и с первым киевским велосипедистом. Засмотревшись на одну из местных красавиц, он не заметил выкатившийся на дорогу камень и уже через мгновение полетел на мостовую. К счастью, происшествие не окончилось трагически – беспечный ездок отделался легкими ушибами, а прохожие наслушались ругани из его уст. Бранился тот на французском, ввиду чего присутствующий при происшествии городовой нарушений благопристойности и общественного спокойствия не усмотрел. По одной из версий, тут же предложенной очевидцами события, в аварию попал артист цирка, прибывшего в Киев на гастроли.
Безопасность превыше всего
По-настоящему оценить достоинства нового вида транспорта киевляне смогли только после появления «безопасных» велосипедов. Большеколесные «пауки» появились благодаря стараниям Джеймса Старли, а «безопасные» выпустил его племянник Джон Старли вместе с компаньоном Уильямом Саттоном. Предприятие Starley & Sutton Co было создано в 1877 году, и спустя восемь лет, в 1885-м, свет увидел новый велосипед, принципиально отличающийся от существовавших ранее.
По сути, эта машина стал базой для дальнейшего развития современного велосипеда. Принципиальная схема «Скитальца» с незначительными доработками и улучшениями используется до сих пор. Равные по размеру колеса, система управления, посадка водителя сделали велосипед намного устойчивее, следственно, безопаснее его предшественника «паука». После запуска в серию «Скиталец» стал самым популярным, самым экспортируемым и самым копируемым велосипедом в мире.
Всеобщая велосипедизация
Настоящий велосипедный бум царил в Киеве в 1880-1890. Быстрая, легкая, безопасная машина пришлась по душе многим киевлянам. В зависимости от страны производства и самого производителя стоимость двухколесного коня составляла от 100 до 200 рублей. Цена по тем временам немалая. Городовой в Киеве такие деньги зарабатывал за десять месяцев, а за 100 -150 рублей можно было приобрести неплохую лошадь. Но велосипед, в отличие от лошади, не требовал корма, ухода, конюшни. Кроме того, большинство магазинов предлагали велосипеды в рассрочку на пять-восемь месяцев, что делало такую покупку вполне доступной для преподавателей, врачей, инженеров, мелких чиновников, квалифицированных рабочих и мелких предпринимателей.
Велосипед был престижен. Его приобретение сразу повышалло социальный статус хозяина и вводило его в круг самой активной и прогрессивной части киевского общества.
Спрос рождает предложение, а затем и конкуренцию. Велосипедами торговали магазины и склады на Бессарабке, Крещатике и Большой Васильковской, наперебой предлагая модели американской, французской, английской, немецкой и местной сборки.
Собственно отечественных велосипедов было не густо – производили их расположенный в Риге завод Александра Рейтнера и Первая киевская фабрика П. К. Разговорова, собирающая велосипеды из поставляемых из Франции комплектующих, постепенно налаживая их выпуск на собственном производстве.