В феврале 1896 года Киевская городская дума рассмотрела коллективное письмо рабочих с просьбой выделить землю для застройки на льготных условиях. Его подписали 98 человек. Они мотивировали просьбу тем, что живут в крайне стесненных условиях, причем за аренду такого жилья выкладывают до трети заработка.
Отцы города вроде бы пошли навстречу, даже определили место будущего рабочего поселка – между нынешними улицей Дегтяревской и проспектом Победы. Однако выдвинули встречное условие: рабочие должны зарегистрировать юридическое лицо, с которым городские власти смогут заключить договор.
Так возникла Киевская рабочая артель. Ее устав был утвержден в декабре 1899 года.
За Кадетским гаем
Городская дума, тем не менее, не торопилась с землеотводом – стоимость земли начала расти. А время шло. Члены артели решили действовать самостоятельно. Узнали, что некий г-н Устименко, писарь Никольско-Борщаговской волости, выставил на продажу семь десятин земли в пригороде – за Кадетским гаем. Место удобное и для заводчан, и для железнодорожников: тем и тем сравнительно недалеко ходить на работу.
Продавец, однако, запросил 16 800 рублей. Артельщики располагали едва ли половиной этой суммы. На помощь пришел Николай Чоколов – известный в Киеве предприниматель, владелец дрожжевого завода на Глыбочице, купец II гильдии, а также гласный (депутат) городской думы. Он добавил недостающую сумму – в качестве беспроцентного займа, и летом 1901 года сделка состоялась.
Члены артели разделили землю на 39 участков (очевидно, остальные рабочие не рискнули влезать в долги и вышли из числа пайщиков). Не без протекции Чоколова они сумели получить льготный банковский кредит в размере 20 500 рублей. Из них 9000 рублей пошли на выплату долга самому Чоколову, а остальные – на строительство одноэтажных домиков на две-три комнаты с садом и огородом.
Осенью 1902 года уже имелись две улицы и 28 застроенных участков.
В начале августа 1905-го поселок был официально открыт и освящен. Члены артели торжественно объявили о своем решении присвоить новому населенному пункту имя благодетеля, о чем сообщает газета «Киевлянин» от 7 августа 1905 года.
Поселок Чоколовка получил «прописку» в Киевском уезде Киевской губернии. Здесь начали селиться и другие люди: в 1912 году поселок состоял уже из 24 улиц.
В черте и за чертой
Считается, что Чоколовка вошла в состав Киева в 1923-м. Это верно лишь отчасти. Ибо в том году ее действительно включили в городскую черту, однако вскоре оттуда исключили – она стала селом Будаевского района Киевского округа.
В 1925-м Чоколовка вновь сменила статус: поселок городского типа. Ее население, по данным киевоведа Михаила Рыбакова, составляло около полутора тысяч человек.
Окончательно Чоколовка стала «киевлянкой» лишь в 1927 году – ее присоединили к Сталинскому району города Киева.
Вскоре здесь проложили улицу Авиации (сейчас Авиаконструктора Антонова) и бульвар, который в духе времени назвали именем Ленина (ныне Чоколовский). В те годы, правда, он был вдвое короче: от Севастопольской площади до площади Космонавтов (обе площади сформировались намного позже).
А в 1938-м Чоколовку включили в состав только что образованного Зализнычного района. К началу немецкой оккупации здесь было 36 улиц.
Гоголь, Шекспир и другие
В документах 1944 года Чоколовка фигурирует в составе Зализнычного района. «Буржуйский» топоним, что удивительно, еще сохранялся в официальных документах.
Проложили несколько новых улиц. Вначале их, по традиции, назвали «улица Новая номер такой-то», а в декабре 1944-го присвоили названия.
Так, Новая 27-я вошла в состав имевшейся Социалистической улицы, Новая 29-я стала Синь-Озерной, Новая (без номера) – Тарной улицей, а Новая 5-я – Гуртовой.
Озерная улица, поскольку в Киеве имелась другая с тем же названием, влилась в состав Шекспировской улицы, местная Гоголевская по той же причине стала частью улицы Академика Карпинского, Лермонтовскую переименовали в Нестеровскую, а Садовую – в Складскую.
В 1946 году Чоколовка насчитывала уже 43 улицы.
Крутые маршруты
Чоколовка уже два десятилетия находилась в составе Киева, однако добираться сюда (и отсюда) было неудобно – городской общественный транспорт обходил ее десятой дорогой. Актуальность вопроса усилилась после Второй мировой войны ввиду сооружения, как говорили киевляне, «аэропорта на Чоколовке» – нынешнего аэропорта «Киев» (Жуляны).
Да и саму Чоколовку, включая прилегающие территории, планировали развивать как жилой массив. Словом, требовалось организовать быстрое и удобное транспортное сообщение.
Вариант был намечен дерзкий – метро!
Как раз тогда разрабатывали схему будущей киевской подземки. Запланировали линию «Святошин-Дарница», одна из станций – «Воздухофлотский мост». Станция должна была служить пересадочной на боковую ветку, которая вела бы через Чоколовку к аэропорту. Эта наземная ветка, начинаясь примерно от нынешнего Дворца бракосочетаний, шла бы параллельно Воздухофлотскому проспекту.
Однако сооружение киевского метро растянулось на долгие годы, а вопрос нужно было решать срочно. Остановились на быстром и дешевом варианте – троллейбус. В 1952 году пустили маршрут № 9 от Крещатика до аэропорта. Для жителей Чоколовки это решало проблему лишь частично – от любой остановки на Воздухофлотском проспекте надо было еще долго идти пешком.
Только в 1960 году троллейбусы пришли непосредственно на Чоколовку.
Во-первых, появилась кольцевая линия: площадь Космонавтов – Питерская – Ереванская – Курская – Воздухофлотский проспект – Авиации (ныне Антонова) – площадь Космонавтов.
Во-вторых, ранее существовавший маршрут № 14 продлили так, что от улицы Леонтовича он стал ходить до площади Космонавтов.
В-третьих, пустили новые маршруты № 17 «Крещатик – площадь Космонавтов» и № 19 «Мотозавод – площадь Космонавтов».
Чуть позднее открыли маршрут № 22 «Севастопольская площадь – улица Щусева».
Также жители Чоколовки могли воспользоваться автобусами пяти маршрутов: № 3 «Улица Ушинского – улица Нагорная», № 58 «Улица Ушинского – Академгородок», № 4 и № 33 (с одинаковыми конечными остановками, но разными путями следования) «Площадь Урицкого – завод Большевик», а также № 71 «Улица Ушинского – Рыбальский остров».
А метро на Чоколовку так и не построили.
Район «хрущевок»
В 1952 году городские власти начали стирать память о Николае Чоколове. Улицу Чоколовскую, а также одноименный переулок – они были проложены и названы так еще в 1910-е годы – переименовали в улицу Донецкую и переулок Донецкий.
А название местности попытались вытеснить с помощью раскрутки нового топонима – Первомайский массив. Киевляне, впрочем, упорно говорили: «Чоколовка».
Во второй половине 1950-х здесь развернулась одна из первых в Киеве площадок нового индустриального домостроительства – Чоколовку значительно расширили, проложили новые улицы и застроили пятиэтажными «хрущевками».
Так возникли улицы Ереванская, Питерская, Искровская и другие, а также площадь Космонавтов. Тогда же Чоколовский бульвар продлили до железнодорожной станции «Караваевы дачи».
Впрочем, расширяясь, Чоколовка поглотила немалую часть исторического Кадетского гая.
В 1970-е начали сносить здешнюю застройку начала ХХ века. Спустя полтора десятилетия от нее мало что осталось.