Взяв кредит в банке и не выплатив его вовремя, можно попасть в неприятную ситуацию. Обычная практика для банков в Украине – названивать по несколько раз в день и угрожать в грубой форме. Параллельно, кредиторы насчитывают огромные проценты в качестве штрафов за просроченные платежи. Какие еще методы используют банки для возвращения долгов, и на что из этого они права не имеют, разбирался «Большой Киев».
Обычные истории
Киевлянка Инна рассказывает «Большому Киеву» довольно стандартную историю. Год назад она взяла кредит в «Альфабанке» на курсы английского языка школы Speak Up.
«Меня уговорили взять несколько курсов сразу, на год занятий, стоимостью 18 тысяч гривен. Из расчета ежемесячной оплаты выглядело тогда вполне приемлемо», – отмечает девушка.
Проблемы начались сразу: удобней было вносить оплату через ibox, поскольку банкоматы находятся по всему городу. Однако Инна не знала, что деньги приходят через несколько дней, а за каждый «лишний» день уже начисляются проценты.
«Потом появилось много работы, и я вообще перестала ходить на эти курсы. Кредит выплачиваю, но вижу, что общая сумма получается гораздо больше 18 тысяч», – говорит киевлянка.
Главной же проблемой стало общение с «Альфабанком». По словам Инны, сотрудники, предупреждающие о задолженности, делают это в очень грубой и хамской манере, угрожая визитами домой, судами и т.д.
«Несколько недель я находилась в командировке в другой стране. За это время они успели достать мою подругу, которая значится поручителем. Каждый раз она объясняла, что я заграницей, но звонки и угрозы продолжались», – делится Инна.
Подруга оказалась юристом, разговоры все зафиксировала и в данный момент готовит иск на «Альфабанк».
«Самое интересное, что из школы Speak Up мне никто не звонит, а ведь я их клиент. Но никому нет дела, что я оплачиваю занятия и не хожу на них», – добавляет девушка.
Как объясняет «Большому Киеву» юрист Антон Петренко, банки и сервисные компании, а также коллекторы, к которым они обращаются по вопросам должников, позволяют себе делать что угодно, не брезгуя грязными приемами и даже мошенничеством. Например, «дорисовывают» штрафы, пеню и огромные проценты, и даже могут придумать поручительства, о которых человек не догадывается.
Вежливые просьбы
Для того, чтобы мотивировать человека вернуть долг, нужно вежливо объяснить о необходимости погасить кредит, рассказать о последствиях неоплаты и уточнить, как и когда клиент собирается сделать оплату. Если же с клиентом нет связи длительное время, или он все равно не возвращает деньги, на электронный адрес или почту присылают письмо, а затем и могут навестить его дома. Угрозы, хамство, психологическое или физическое давление, другие подобные действия – противозаконны.
Ни кредитор, ни коллекторы не могут звонить в нерабочее время, а также обязаны представиться и предоставить полную информацию о долге. Если звонки происходят по несколько раз в день или в ночное время, разговоры ведутся в грубой форме с нецензурной лексикой – это прямое нарушение.
«Записывайте разговоры на диктофон, предупреждайте о том, что собираетесь обратиться к правоохранительным органам», – советует Антон Петренко.
Если уже дошло до визита кредитора или коллектора домой, то лучше вызвать полицию, все фиксировать, в том числе документы – личные и лицензии компании, интересы которой они представляют. Свои же документы ни в коем случае передавать в руки нельзя. Также, после разговора лучше потребовать претензии в письменном виде, с надлежащими ссылками на договора, правильным оформлением, с подписями и «мокрыми» печатями.
Самый распространенный прием, используемый против должников – моральное давление и запугивание. В случае откровенных угроз, нецензурной лексики и грубого поведения нужно написать заявление в полицию. В таких случаях чаще всего указывают вымогательство, мошенничество, нарушение неприкосновенности частной жизни и принуждение к выполнению или невыполнению цивильно-правовых обязательств.
Кроме того, никто не имеет права оказывать давление на родственников, соседей или друзей. Согласно законодательству, долг должен возвращать только тот человек, который подписывал договор с компанией.
Если дело плохо
Иногда дела по кредитам, о которых человек мог давно забыть, доходят до судов. Как рассказывает «Большому Киеву» Анна, кредитная карта «Приватбанка» у нее была около девяти лет назад. После этого девушка сменила фамилию и переехала в другой город.
«В прошлом месяце на адрес родителей пришло письмо из исполнительной службы на мою девичью фамилию. Оказалось, что я должна банку 50 тысяч гривен», – делится Анна.
Исполнительное производство датировано 2015 годом. Анна утверждает, что номер телефона у нее не менялся, но за эти годы она не получала никаких писем или извещений. Кроме суммы долга, в постановлении указали необходимость выплаты сбора около пяти тысяч гривен.
Разбираясь в деле, девушка выяснила, что действия исполнительной службы противоправны, в первую очередь из-за истечения всех сроков. Поскольку исполнительные документы могут быть предъявлены для принудительного выполнения только в течение трех лет, а исполнительная надпись нотариуса значится 2015 годом, срок данного документа истек более года назад.
Таким образом, решение об открытии исполнительного производства, аресте имущества на сумму долга и исполнительного сбора, было вынесено с нарушениями. В ответ на такие действия Анна сама подала иск в суд.
«Судебная практика показывает, что банки нагло нарушают все термины и просто требуют суммы, превышающие тело кредита в десятки раз», – отмечает она.
Как объясняет юрист Антон Петренко, раньше было довольно сложно судиться с «Приватбанком» по их кредитным картам, даже учитывая нарушения разных норм при установке банком кредитных лимитов. Несмотря ни на что, суды становились на сторону банка и закрывали глаза на нарушения прав заемщиков. Однако в июле этого года Большая Палата Верховного Суда приняла Постановление, которое изменило практику судебных споров.
Было решено, что исходя из формы и содержания договора, среднестатистический потребитель не получил достаточную информацию обо всех условиях, соответственно не мог следовать всем правилам.
«В итоге коллегия судей пришла к выводу, что с должника не имели право взимать проценты и штрафные санкции за использование кредитных денег, поскольку он не подписывал никаких документов, где бы все это было прописано. «Приватбанк» проиграл и это стало примером для многих других дел», – утверждает юрист.
И советует всем пострадавшим не задумываясь идти в суд и оспаривать действия банков и исполнителей.