Из логова змиева, из города Киева

Автор: Виктория Полиненко
10:07 26.11.2018

Вынуждена признать: новых книг об украинской столице печатается не так много, как хотелось бы, и гораздо меньше, чем она заслуживает….
Читать дальше

Из логова змиева, из города Киева Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Вынуждена признать: новых книг об украинской столице печатается не так много, как хотелось бы, и гораздо меньше, чем она заслуживает. Зато имеющиеся издания оправдывают мысль, что качество почти всегда важнее количества. Каким же современные авторы видят Киев?  

Неизведанный

Незвичайний Київ

От прочих бумажных гидов «Незвичайний Київ» отличается широтой кругозора. Понадобится не одна неделя, чтобы обойти, объехать и обозреть заархивированные в книге достопримечательности. А к ним авторы относят не только понятные туристу и аборигену памятники, музеи, нынешние урбанистические «изюминки», но вообще любые компоненты городского облика: древние окаменелости в геологическом саду, лестницы, овеянные легендами «недобрые» места, секретные оболонские туннели, вездесущие уличные светильники и фонарные столбы, озера, пруды и забытые реки.

Да что там реки – на страницах путеводителя обитают даже пернатые: и бронзовые скульптуры из сквера птиц-интеллигентов, и вполне живые хищники, которых мы просто не замечаем. Да что там птицы – у щедрых составителей теплые слова нашлись и для таких свидетелей социальных потрясений, как недострои, чьи бетонные остовы и ржавые конструкции торчат немым укором что на Печерске, что на Троещине.    

Сгруппировать огромный массив информации помогает тематический принцип изложения. Тем более уместный, что в справочнике есть и бонус для суперактивных читателей, стремящихся изучить предместья. В этот раздел естественным образом попал, например, климатический курорт Пуща-Водица со знаменитым трамвайным маршрутом № 12, село Ясногородка, где выращивают страусов, и белоцерковская «Александрия».   

Незвичайний Київ. – К.: Скай Хорс

Модерный

Київські маскарони

Автор арт-бука «Київські маскарони» Ксения Степась предлагает отвести взгляд от тротуаров центральных улиц и посмотреть вверх, откуда с высоты нескольких этажей на суету взирают маскароны. Некогда этим декоративным рельефам в форме голов химер и животных или человеческих лиц отводилась утилитарная роль: самим присутствием над оконными или дверными проемами, в арках и на карнизах они должны были отпугивать злых духов. Однако у представленных в книге лепных масок мирный характер: большинство из них относится к началу ХХ века, когда архитекторы с их помощью придавали своим творениям уникальность.

Грустит на фасаде особняка Аршавского женский маскарон, из-за которого появилось поэтическое прозвище «Дом безутешной вдовы». Создают сюжетное напряжение изображения античных богов и корибантов на «Колыбели духа» – первом столичном здании в стиле модерн. Хитро щурятся вокруг полукруглого окна навсегда застывшие хвостатые охранники «Дома с котами».

Книга удобна для прогулок. Первая часть иллюстрирована коллажами с крупными фото и снабжена краткими сведениями. Для желающих расширить познания во второй части имеются текстовки о зодчих, владельцах и гостях двенадцати великолепных построек.   

Ксенія Степась. Київські маскарони. – К.: Nebo BookLab Publishing

Фантастический

Лазарус

Петербургский чиновник по особым поручениям Тюрин вынужден на несколько дней задержаться в Киеве, о котором у него остались самые неприятные воспоминания детства. Но служба есть служба: здешняя полиция просит содействия в расследовании убийства. Жертва – подросток, и уже поползли слухи, что злодеяние было ритуальным. Дело приобрело общественный резонанс, поэтому разобраться нужно быстро и аккуратно, иначе неизбежны волнения вплоть до погромов.

В таком пересказе завязка «Лазаруса» Светланы Тараториной напоминает о громком деле Бейлиса. Даже год выбран тот же – 1913. Но при всей узнаваемости события перед нами остроумный микс городского и мифологического фэнтези, дополненный историческими параллелями.

Разграничение на своих и чужих в романе проходит не по национальным, а по видовым признакам. После смерти царя Змия-Обадии люди поприжали обнаглевшую нечисть, которой разрешено обитать лишь на территории Черты. Киев – ее сердцевина, и тут, несмотря на все попытки разграничить сферы влияния, творится хаос: сапиенсам приходится сосуществовать с гмурами, русалками, чертями, упырями, мавками, алконостами и прочими гражданами. И бес его знает, совершили ли преступление водяные, или на них возвели поклеп за то, что они некогда отжали у сапиенсов лакомый Труханов остров.        

Світлана Тараторіна. Лазарус. – К.: КМ-Букс

Великий Київ у Google News

підписатися