Из каких частей состоит Шулявка

Автор: Станислав Цалик
11:59 18.08.2017

Вы знаете, что киевская Шулявка старше Москвы? Возраст населенного пункта принято отсчитывать от времени первого письменного упоминания. Так вот, Шулявка…
Читать дальше

Из каких частей состоит Шулявка

Вы знаете, что киевская Шулявка старше Москвы? Возраст населенного пункта принято отсчитывать от времени первого письменного упоминания. Так вот, Шулявка впервые упоминается в Киевском своде Ипатьевской летописи в 1146 году. А Москва – в той же летописи, только в 1147-м. Шулявка, стало быть, на год старше. В старину тут были рощи с низкорослыми деревьями и множеством полян. Здешнее поселение перестало существовать после нашествия хана Батыя на Киев в 1240 году. Вновь люди начали обитать на Шулявке лишь в XVII веке

Со временем живописное урочище приглянулось киевскому митрополиту Варламу Ванатовичу – он устроил здесь загородную дачу.

Киевские митрополиты отдыхали на Шулявке около 120 лет.

В 1847-м территорию дачи забрало государство для строительства Владимирского кадетского корпуса. А митрополитам в виде компенсации сделали землеотвод на Совках.

Пограничное шоссе

Новая жизнь Шулявки связана с проложенным через ее территорию Житомирским шоссе, позднее названным Киево-Брестским, а еще позднее – Брест-Литовским. Ныне это проспект Победы.

Шоссе разрезало Шулявку на две части, каждая из которых начала жить своей жизнью. Правая (справа от шоссе, если ехать из центра в направлении Святошина) в 1851 году вошла в состав Киева, а левая осталась селом Киевской губернии.

Правая вскоре была распланирована согласно городским правилам, улицы получили названия. Левая пребывала в прежнем состоянии.

Разного рода босяки быстро уловили преимущества такой ситуации. Ведь правая часть находилась в ведении полиции городской, а левая – уездной. Достаточно было разыскиваемому человеку просто перейти шоссе, с правой части Шулявки на левую, – и он исчезал из поля зрения киевских правоохранительных органов.

Со временем городская полиция добилась, чтобы в ее ведение передали и левую часть Шулявки. Однако в административном отношении территория продолжала оставаться уездной. И во многих случаях городской полиции приходилось согласовывать свои действия с губернским правлением или губернской управой, а то и Киевским уездным полицейским управлением – бесконечная отправка необходимых документов туда-обратно явно не способствовала оперативности действий полиции.

Лишь в 1912 году левая Шулявка наконец вошла в состав Киева, воссоединившись со своей правой частью.

За городом – без налога

Привычную тихую жизнь окраины с ее преимущественно одноэтажной застройкой нарушил швейцарский финансист Яков Гретер. В декабре 1881-го он выкупил у наследников полковника Леоновича право на вечное пользование четырьмя десятинами (около 4,4 га) казенной земли на левой стороне Шулявки. Почему там? Гретер собирался строить завод, а предприниматели, разместившие предприятия не в городе, а на государственной земле за его пределами, освобождались от уплаты земельного налога и оценочного сбора.

Вскоре на Шулявке появился Киевский чугунолитейный и механический завод, впоследствии известный как Киевский машиностроительный и котельный завод Гретера и Криванека – крупнейшее предприятие отрасли. Здесь, в частности, наладили выпуск первого в Российской империи собственного дизельного двигателя.

На той же левой стороне Шулявки в 1898 году началось строительство обширного комплекса Политехнического института. В следующем году возвели химический корпус, а к 1901-му – главный учебный корпус и еще несколько красивых зданий в неороманском стиле. Перед ними, вдоль Брест-Литовского шоссе, разбили уютный парк. По словам первого ректора, профессора Виктора Кирпичева, прежний пустырь превратился «в цветущий сад, в счастливый оазис».

Зона отдыха

А на правой стороне Шулявки появились заведения для отдыха и развлечений киевлян. Вначале – Пушкинский парк на месте бывшего фруктового сада. Работы по его созданию начались в 1900 году силами солдат 129-го Бессарабского полка, летние лагеря которого располагались неподалеку.

Изюминкой парка стала его приспособленность для прогулок верхом и на автомобиле. Для этого устроители предусмотрели в проекте две широкие сквозные аллеи, соединявшие Брест-Литовское шоссе и Дегтяревскую улицу.

Кроме того, деревья в парке высаживали отдельными биогруппами – в результате образовались рощи из разных видов деревьев. 

Рядом с Пушкинским парком в 1906 году обустроили Сырецкое скаковое поле. Этот ипподром прославился не столько скачками, сколько… авиаполетами. Здесь в 1910 году поднялся в небо на самолете собственной конструкции экстраординарный профессор кафедры строительного искусства КПИ князь Александр Кудашев. Его летательный аппарат оказался первым сконструированным и построенным в Российской империи аэропланом с бензиновым двигателем.

Над Скаковым полем летал и Петр Нестеров – говорят, именно тут он впервые совершил знаменитую «мертвую петлю». А воздушный ас Сергей Уточкин не только летал, но и катал здесь на своем «Фармане-VI» всех желающих.

С другой стороны Пушкинского парка незадолго до Первой мировой войны появился Зоологический сад. Устроители грамотно обыграли непростой рельеф местности – овраги приспособили под пруды для водоплавающих птиц, а на верхней территории построили загоны, вольеры и клетки.

Трамваем – на дачу

Между прочим, по Шулявке бегал трамвайчик – соединял город с дачным поселком Святошин. Маршрут начинался от нынешнего Воздухофлотского моста.

В 1898 году предприниматель Хойнацкий проложил по Брест-Литовскому шоссе рельсы и пустил конный трамвай. Спустя несколько лет его бизнес выкупило немецкое акционерное общество «Б. Лоймайер и Ко», заменившее конный трамвай электрическим.

Этот трамвайный маршрут, кстати, «вписался» в историю города хотя бы потому, что на нем впервые в Киеве предложили новый способ оплаты – проездной на серию поездок (вместо разового билета).

Трамваем, впрочем, можно было доехать не только до святошинских дач, но и до расположенных намного ближе шулявских. «Шулявские дачи, – объясняет путеводитель, – представляют то удобство, что очень близки к городу, но этих дач немного, да и по ценам они доступны только людям богатым… Шулявские дачи «Сан-Суси» когда-то славились, но постепенно они застроились и превратились в типичное предместье, без всяких следов культурной дачной жизни».

Конец старой Шулявки

В последующие годы Шулявка преобразилась.

На месте Скакового поля весной 1927 года начали строить кинофабрику – ныне Национальную киностудию им. А. Довженко. Шулявка стала родиной многих знаменитых фильмов и, в частности, всех картин школы украинского поэтического кино.

Многие студенты КПИ стали выдающимися учеными, прославившимися на весь мир, – от авиаконструктора Игоря Сикорского до, например, генерального конструктора космических кораблей Сергея Королева. Шулявка сыграла важную роль в их жизни.

У электрического трамвая появились конкуренты: в 1963-м – подземка (в том году две станции метро открылись на Шулявке), а в 1975-м – скоростной трамвай. В результате в 1978 году на Брест-Литовском сняли рельсы – на участке от Воздухофлотского моста до станции метро «Завод «Большевик» (ныне «Шулявская»).

Ушла в прошлое малоэтажная застройка, домишки с садиками и заборами. Вместо них появились пятиэтажные «хрущевки», девятиэтажные «брежневки», кинотеатр им. Довженко, издательство и комбинат печати «Радянська Україна», магазин «Военторг» и знаменитая 16-этажка возле метро «Политехнический институт» – на первом ее этаже открылся книжный магазин-клуб «Сучасник».

Основную трассу Шулявки (да чего там, одну из самых протяженных магистралей столицы Украины) реконструировали, существенно расширили – и в марте 1985 года обновленное Брест-Литовское шоссе торжественно назвали проспектом Победы.

Великий Київ у Google News

підписатися