Со временем живописное урочище приглянулось киевскому митрополиту Варламу Ванатовичу – он устроил здесь загородную дачу.
Киевские митрополиты отдыхали на Шулявке около 120 лет.
В 1847-м территорию дачи забрало государство для строительства Владимирского кадетского корпуса. А митрополитам в виде компенсации сделали землеотвод на Совках.
Пограничное шоссе
Новая жизнь Шулявки связана с проложенным через ее территорию Житомирским шоссе, позднее названным Киево-Брестским, а еще позднее – Брест-Литовским. Ныне это проспект Победы.
Шоссе разрезало Шулявку на две части, каждая из которых начала жить своей жизнью. Правая (справа от шоссе, если ехать из центра в направлении Святошина) в 1851 году вошла в состав Киева, а левая осталась селом Киевской губернии.
Правая вскоре была распланирована согласно городским правилам, улицы получили названия. Левая пребывала в прежнем состоянии.
Разного рода босяки быстро уловили преимущества такой ситуации. Ведь правая часть находилась в ведении полиции городской, а левая – уездной. Достаточно было разыскиваемому человеку просто перейти шоссе, с правой части Шулявки на левую, – и он исчезал из поля зрения киевских правоохранительных органов.
Со временем городская полиция добилась, чтобы в ее ведение передали и левую часть Шулявки. Однако в административном отношении территория продолжала оставаться уездной. И во многих случаях городской полиции приходилось согласовывать свои действия с губернским правлением или губернской управой, а то и Киевским уездным полицейским управлением – бесконечная отправка необходимых документов туда-обратно явно не способствовала оперативности действий полиции.
Лишь в 1912 году левая Шулявка наконец вошла в состав Киева, воссоединившись со своей правой частью.
За городом – без налога
Привычную тихую жизнь окраины с ее преимущественно одноэтажной застройкой нарушил швейцарский финансист Яков Гретер. В декабре 1881-го он выкупил у наследников полковника Леоновича право на вечное пользование четырьмя десятинами (около 4,4 га) казенной земли на левой стороне Шулявки. Почему там? Гретер собирался строить завод, а предприниматели, разместившие предприятия не в городе, а на государственной земле за его пределами, освобождались от уплаты земельного налога и оценочного сбора.
Вскоре на Шулявке появился Киевский чугунолитейный и механический завод, впоследствии известный как Киевский машиностроительный и котельный завод Гретера и Криванека – крупнейшее предприятие отрасли. Здесь, в частности, наладили выпуск первого в Российской империи собственного дизельного двигателя.
На той же левой стороне Шулявки в 1898 году началось строительство обширного комплекса Политехнического института. В следующем году возвели химический корпус, а к 1901-му – главный учебный корпус и еще несколько красивых зданий в неороманском стиле. Перед ними, вдоль Брест-Литовского шоссе, разбили уютный парк. По словам первого ректора, профессора Виктора Кирпичева, прежний пустырь превратился «в цветущий сад, в счастливый оазис».
Зона отдыха
А на правой стороне Шулявки появились заведения для отдыха и развлечений киевлян. Вначале – Пушкинский парк на месте бывшего фруктового сада. Работы по его созданию начались в 1900 году силами солдат 129-го Бессарабского полка, летние лагеря которого располагались неподалеку.
Изюминкой парка стала его приспособленность для прогулок верхом и на автомобиле. Для этого устроители предусмотрели в проекте две широкие сквозные аллеи, соединявшие Брест-Литовское шоссе и Дегтяревскую улицу.
Кроме того, деревья в парке высаживали отдельными биогруппами – в результате образовались рощи из разных видов деревьев.
Рядом с Пушкинским парком в 1906 году обустроили Сырецкое скаковое поле. Этот ипподром прославился не столько скачками, сколько… авиаполетами. Здесь в 1910 году поднялся в небо на самолете собственной конструкции экстраординарный профессор кафедры строительного искусства КПИ князь Александр Кудашев. Его летательный аппарат оказался первым сконструированным и построенным в Российской империи аэропланом с бензиновым двигателем.
Над Скаковым полем летал и Петр Нестеров – говорят, именно тут он впервые совершил знаменитую «мертвую петлю». А воздушный ас Сергей Уточкин не только летал, но и катал здесь на своем «Фармане-VI» всех желающих.
С другой стороны Пушкинского парка незадолго до Первой мировой войны появился Зоологический сад. Устроители грамотно обыграли непростой рельеф местности – овраги приспособили под пруды для водоплавающих птиц, а на верхней территории построили загоны, вольеры и клетки.
Трамваем – на дачу
Между прочим, по Шулявке бегал трамвайчик – соединял город с дачным поселком Святошин. Маршрут начинался от нынешнего Воздухофлотского моста.
В 1898 году предприниматель Хойнацкий проложил по Брест-Литовскому шоссе рельсы и пустил конный трамвай. Спустя несколько лет его бизнес выкупило немецкое акционерное общество «Б. Лоймайер и Ко», заменившее конный трамвай электрическим.
Этот трамвайный маршрут, кстати, «вписался» в историю города хотя бы потому, что на нем впервые в Киеве предложили новый способ оплаты – проездной на серию поездок (вместо разового билета).
Трамваем, впрочем, можно было доехать не только до святошинских дач, но и до расположенных намного ближе шулявских. «Шулявские дачи, – объясняет путеводитель, – представляют то удобство, что очень близки к городу, но этих дач немного, да и по ценам они доступны только людям богатым… Шулявские дачи «Сан-Суси» когда-то славились, но постепенно они застроились и превратились в типичное предместье, без всяких следов культурной дачной жизни».
Конец старой Шулявки
В последующие годы Шулявка преобразилась.
На месте Скакового поля весной 1927 года начали строить кинофабрику – ныне Национальную киностудию им. А. Довженко. Шулявка стала родиной многих знаменитых фильмов и, в частности, всех картин школы украинского поэтического кино.
Многие студенты КПИ стали выдающимися учеными, прославившимися на весь мир, – от авиаконструктора Игоря Сикорского до, например, генерального конструктора космических кораблей Сергея Королева. Шулявка сыграла важную роль в их жизни.
У электрического трамвая появились конкуренты: в 1963-м – подземка (в том году две станции метро открылись на Шулявке), а в 1975-м – скоростной трамвай. В результате в 1978 году на Брест-Литовском сняли рельсы – на участке от Воздухофлотского моста до станции метро «Завод «Большевик» (ныне «Шулявская»).
Ушла в прошлое малоэтажная застройка, домишки с садиками и заборами. Вместо них появились пятиэтажные «хрущевки», девятиэтажные «брежневки», кинотеатр им. Довженко, издательство и комбинат печати «Радянська Україна», магазин «Военторг» и знаменитая 16-этажка возле метро «Политехнический институт» – на первом ее этаже открылся книжный магазин-клуб «Сучасник».
Основную трассу Шулявки (да чего там, одну из самых протяженных магистралей столицы Украины) реконструировали, существенно расширили – и в марте 1985 года обновленное Брест-Литовское шоссе торжественно назвали проспектом Победы.