Выход американского сервиса Uber на рынок украинской столицы характеризовался небывалым информационным шумом. Косвенным результатом PR-кампании можно было считать практическую невозможность вызвать автомобиль с помощью сервиса – спрос превышал предложение. Но и в конце августа ситуация не изменилась в лучшую сторону, Uber продолжает испытывать трудности с набором водителей, что не мешает компании готовиться к выходу на рынок Харькова. Об этом «Большому Киеву» рассказывает представитель одного из коммерческих партнеров Uber в Киеве.
«Жесткие требования к водителям, не у всех автомобили в соответствующем состоянии. Сейчас в главном офисе рассматривают возможности скорого выхода в других городах–миллионниках. Идут поиски офиса в Харькове, ждите там уже Uber скоро», – говорит собеседник, просивший не называть его имени.
Представительство Uber в РФ и странах СНГ не замечает проблем с выходом на киевский рынок. Но при этом пресс-служба, отвечая на вопросы «Большого Киева», заявляет, что приоритетом компании является запуск приложения в новых городах с численностью населения около миллиона человек.
Кто сказал: «Поехали»
В июле рынок таксомоторных перевозок столицы Украины пополнился сразу двумя новыми игроками – HOPIN из Словакии и Uber из США. Это не классические перевозчики, а мобильные приложения для поиска и вызова такси. Приложение дает возможность работать на мобильной платформе как водителям-одиночкам, так и автомобилям таксопарков.
Запуск Uber 1 июля 2016 года проходил при большом внимании прессы и с участием высокопоставленных чиновников. Например, первым пассажиром Uber в Украине стал мэр Киева Виталий Кличко. А премьер-министр Владимир Гройсман на своей странице в Facebook написал, что уже протестировал приложение. Министр инфраструктуры Владимир Омелян на сайте министерства приветствовал приход в Украину международного сервиса такси.
«Мы также были очень рады тому, какую поддержку нам оказали украинские власти во время запуска. Этому предшествовала достаточно долгая работа – мы изучали местные требования и встречались со многими представителями власти, чтобы объяснить, каким образом наша инновационная бизнес-модель будет работать в рамках соответствующего законодательства», – объясняет «Большому Киеву» представитель Uber в РФ и странах СНГ Евгения Шипова.
Она отмечает, что запуск Uber в Киеве был одним из самых громких в истории развития компании в регионе. Спрос на поездки в первые дни и недели работы сервиса был феноменальным как со стороны пользователей, так и со стороны водителей.
В свою очередь запуск платформы HOPIN, который официально проходил на день раньше Uber, остался незамеченным. Кроме нескольких новостей на профильных сайтах, посвященных мобильным технологиям, о сервисе никто не сообщал.
Представитель украинского подразделения HOPIN Вадим Юрик говорит «Большому Киеву», что перед компанией не стояла задача мериться силами в сфере PR с представительством Uber.
«Так получилось по времени, что наши анонсы совпали. В Украине давно говорили о Uber, их ждали. Тем более понятно, что масштабы наших компаний несоизмеримы, тягаться с ними в промоушн немного неразумно», – объясняет Юрик.
«Город очень давно ждал этого события, поэтому это был один из самых громких запусков Uber в истории работы компании в регионе Центральная и Восточная Европа», – подтверждает его слова Шипова.
Что говорят цифры
Главным отличием в работе HOPIN и Uber является особенность коммуникации с водителями. Если словацкая компания на месте регистрирует персонал и предоставляет услугу, то Uber не имеет киевского офиса. Американская компания сотрудничает с фирмами-партнерами, которые занимаются посреднической деятельностью в регистрации и работе с водителями. В Киеве таких фирм несколько.
Как результат, получить корректные статистические данные об итогах первых месяцев работы Uber в Киеве сложно. Шипова уверяет, что, согласно правилам компании, сведения о количестве привлеченных водителей и зарегистрированных пользователей не афишируются.
«Запуск Uber в Киеве был самым громким не только в регионе Центральная и Восточная Европа, но и во всем регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). В Бухаресте, например, на сегодняшний день (спустя полтора года с момента запуска) приложение загрузили более 100 тыс. человек. В Минске в первые четыре месяца работы сервиса (запуск состоялся в ноябре 2015 года) количество новых пользователей составило более 80 тыс. человек. Для сравнения: в Киеве только за первые три часа работы таких пользователей было более 12,5 тыс. человек», – делится статистическими данными Евгения Шипова с «Большим Киевом».
Не удалось получить цифры и от партнеров Uber в Киеве. Официальный представитель компании UBER Ukraine (занимается подключением водителей) Станислав Евлентьев говорит «Большому Киеву» о большом числе ежедневных обращений желающих сотрудничать с сервисом.
«Я не могу назвать конкретную цифру. Каждый день звонят, спрашивают. Некоторые уже пробуют, по 15 минут в день, а кто-то – по паре часов. Не спрашивайте пока статистику», – просит Евлентьев.
Противоположная ситуация в киевском офисе HOPIN. На сегодняшний день с приложением работает более 400 автомобилей. До конца года сервис планирует достичь цифры в 2 тыс.
«Некоторое количество водителей мы должны были отключить от системы. По разным причинам: недобросовестность, нежелание работать, жалобы от пассажиров. С начала работы приложение загрузили около 30 тыс. пользователей, за первый месяц цифра составила около 20 тыс. Сейчас каждый день количество пользователей увеличивается на 400-500», – делится с «Большим Киевом» показателями работы компании Вадим Юрик.
Примечательно, что среди основных проблем, с которыми успели столкнуться новые участники рынка, называется большой спрос со стороны пользователей и водителей.
Классики и современники
Первые дни работы Uber в Киеве запомнились отсутствием шансов вызвать такси. По замечанию таксиста Сергея, который тестировал работу приложений Uber и HOPIN, подобную ситуацию вызвал большой ажиотаж среди клиентов сервисов.
«Про HOPIN почти никто не знал, в отличие от Uber, который ждали как новый Iphone. У американцев жесткие требования к водителям и автомобилям, поэтому у них дефицит. Я знаю, что так называемые компании-регистраторы ищут стимулы для привлечения водителей. В свою очередь HOPIN более лояльные, я думаю, этим они и берут. Если сделать выводы, то могу сказать, что Uber – это «хипстерская фенечка», а HOPIN – просто удобная онлайн-диспетчерская, не более того. Ничего революционного для нашего рынка нет. Если есть постоянные клиенты и заказы, пока лучше работать на себя, без посредников», – рассказывает он «Большому Киеву».
Примечательно, что оба сервиса отказываются работать с нерастаможенными автомобилями, так называемыми «прибалтийцами». Кроме того, для работы с новыми компаниями необходимо иметь юридическое лицо или лицензию на пассажирские перевозки в такси. Информации об этом условии нет на сайтах сервисов, но во время собеседования водителя ставят об этом в известность. Партнеры Uber обещают содействие при получении необходимых документов. Разумеется, за дополнительную плату. Как говорит «Большому Киеву» Станислав Евлентьев, справка о несудимости необходима в первую очередь для безопасности пассажиров, поскольку сервис несет за них ответственность.
Для работы с HOPIN лицензия не обязательна. Вадим Юрик объясняет это особенностями рынка такси в Украине.
«Лицензия не нужна. Но если власть примет все-таки адекватный закон о такси, мы будем работать в его рамках. Сейчас мы работаем в правовых рамках настоящего законодательства Украины», – заверяет он «Большой Киев».
По мнению председателя Профсоюза таксистов Украины Василия Попика, в столице общее количество лицензированных таксистов не превышает 10% от общего числа. Он считает, что приход на рынок Киева иностранных игроков никак не отразится на его структуре.
«Как правило, подобные компании, заходя на рынок, демпингуют, так вот у нас цены и так ниже плинтуса. Рынок такси и так на дне. Если иностранцы пришли зарабатывать деньги, то скоро уйдут – денег здесь нет», – передает Попик через «Большой Киев» важную информацию для Uber и HOPIN.
Во время работы над материалом выяснилось, что в интернете много коммерческих предложений по оформлению документов, необходимых для осуществления таксомоторных перевозок. За вознаграждение в сумме от 3 тыс. гривен посредник обещает оформить бессрочную лицензию.