Важнее, чем День рождения и больше, чем светский праздник — День Ангела. В дореволюционном Киеве не только праведницы в этот день получали «малы дары», но и блудницы брали выходной.
Для студентов много веселья не бывает. Поэтому свой «профессиональный» праздник они отмечают дважды в году: 17 ноября и 25 января в День Татьяны.
Вот только Татиана Римская к зачетам и сессии не имела никакого отношения, да и не могла иметь. Она родилась во ІІ веке, тогда как первый университет появился лишь в конце XI века.
Судьба мученицы даже косвенно не была связана с обучением. Будучи христианкой, Татьяна отказалась поклониться статуи языческого бога Аполлона. Согласно легенде, ее молитва вызвала землетрясение и храм рухнул. Ее пытали львами, но те не стали пожирать беззащитную. И палачи сделали работу за них — отрубили девушке голову.
Кровавая история раннего христианства никак не согласуется с праздником студентов. Разве, что профессура «пьет их кровь», а они надеяться на то, что храм науки рухнет, но это юмор.
Читайте также:
День студента: праздник с привкусом крови
Подарок для мамы
Императрица Елизавета Петровна решила открыть первый в стране университет. А помогал ей в этом Иван Шувалов.
Желая порадовать мать своим новым назначением, Шувалов понес документы на подпись именно 25 января. В этот день Татьяна Родионовна праздновала свои именины. Назначение сына на должность куратора университета стало приятным сюрпризом.
Понять Ивана Шувалова можно, он рано потерял отца, и немалую роль в его карьере сыграла поддержка матери.
Так и вышло, Императорский Московский университет открыли 23 января 1755 года, а День рождения официально назначили на 25-е число. Постепенно праздник стал Днем всех студентов империи, а Святая мученица — их покровительницей.
Вот только ни Татьяна Римская, ни Татьяна Шувалова к наукам никакого касательства не имели. Так что, 25 января – это, скорее, День ангела всех обладательниц прекрасного имени.
Читайте также:
Как состоялся выпуск Михаила Булгакова
Именины по-киевски
Традиция праздновать именины (День ангела) до конца XIX века была неотъемлемой частью киевской жизни. К этому празднику относились очень серьезно и не путали его с Днем рождения.
Разница в том, что День рождения – это был больше светский праздник, когда поздравляли конкретного человека и дарили ему дорогие подарки. А вот День ангела – это религиозный праздник, связанный с почитанием ангела-хранителя.
Известно, что Михаил Булгаков предпочитал праздновать свой День ангела (21 ноября), а ко Дню рождения (15 мая) относился проще.
Читайте также:
День рождения Булгакова: жизнь в доме №13
Символический подарок
В подношении по случаю именин должно было быть больше символизма, нежели роскоши. Очень часто дарили хлеб и фрукты, как истинно христианские символы.
Впрочем, богатые киевляне могли себе позволить подарки в виде апельсинов и лимонов, что тогда дешёвым удовольствием назвать было трудно.
Была также традиция утром присылать гонцов с подарками. Это парафраз на Волхвов, пришедших к младенцу Иисусу. Вот только вместо царей прибегали нанятые школяры, а вместо золота, ладана и смирны приносили калачи и крендельки.
Читайте также:
Кушать подано: ресторанная жизнь старого Киева
Праздничное убранство
Украшать дома растениями – традиция древняя, дохристианская. Но она прочно вошла и в монотеистические религии. Так, самым популярным убранство по случаю именин были гирлянды из живых цветов. Кроме того, миленькими веночками и розетками из цветов украшали стол и угощения.
Застолье и веселье
Гостем на празднике мог быть не каждый. Приглашали близких родственников, уважаемых людей, учителей, а также священников. Прежде, чем сесть за стол с гостями, именинник обязательно утром ходил в церковь.
Сценарий праздника можно условно поделить на три акта. В первом акте читали псалмы, поздравительные стихи и вели богоугодные беседы. До середины XIX века на этом торжества и заканчивались.
Но постепенно традиция менялась. Так появился второй и третий акты. Во втором: веселились, пили крепкую водку (более 70 градусов) и вино, пели, танцевали. А в третьем: именинника ждал сюрприз в виде особого угощения, театральной сценки или песни.
Читайте также:
Как улица Ямская стала публичным пространством
Выходной в публичном доме
Утраченные сегодня традиции, когда-то были очень важными для киевлян. Доказательством тому, может служить история, которую описывает Анатолий Макаров.
Так, в пору легальной проституции, довольно успешно работало заведение «Демократик». Его хозяйка, женщина понятного склада – Елена Семеновна, чтила традиции. Она не просто праздновала свои именины, но делала подчеркнуто чопорно.
В этот день она меняла яркие наряды на скромные. Утром отправлялась в церковь, давала милостыню нищим. А вечером в публичном доме был скромный ужин. Девушки, прилично одеты, в этот день не работали, но могли играть в карты с гостями.
Сегодня День Ангела празднуют далеко не все, а жаль, ведь не только для студентов праздников много не бывает. Побыть в центре внимание не раз, а два раза в году – это ли не прекрасно?