С первых дней после создания каждый шаг Министерства по делам ветеранов проходит под пристальным вниманием общественности – в первую очередь сами ветераны проявляют высокую заинтересованность и желание принимать участие в работе ведомства. Чего хотят от сотрудничества участники боевых действий и насколько им интересны другие госорганы, выяснял «Большой Киев».
Министерские дела
Сама идея создания отдельного ведомства для ветеранов российско-украинской войны вызвала активные обсуждения и споры. Часть сообщества поддерживала такую инициативу: в существующей системе все услуги разбросаны по разным центральным и местным органам власти, отсутствует единый центр информирования ветеранов и их семей, а также общая стратегия по реабилитации, адаптации и другим важным направлениям.
Часть ветеранов и представителей общественных организаций были против создания министерства, поскольку, по их мнению, это лишь очередное ведомство с «раздутым» штатом сотрудников и дополнительные расходы для страны.
В конце 2018 года новое министерство все-таки появилось, а его главой стала народный депутат из фракции БПП Ирина Фриз. Пока бюджета на работу ведомства еще нет, но его структура потихоньку выстраивается. В марте прошел открытый конкурс на должность госсекретаря, и на сегодняшний день его победительница Людмила Дараган проходит спецпроверку. После этого, наконец, начнет формироваться штат госоргана.
Битва за общественную работу
Пока открытых вакансий в ведомстве нет, все внимание приковано к органам общественного контроля. Еще в декабре 2018 года при министерстве был создан Совет ветеранов. Несмотря на консультационные функции и неофициальный статус, за участие в совете разгорелась настоящая битва.
Инициативная группа, состоящая из представителей ветеранских организаций разных областей, вышла к министерству и общественности с предложением объединить усилия и помочь новому ведомству. Было решено, что в совет войдет по одному представителю от каждого региона, где местные ветераны сами должны определить делегата.
В адрес инициативной группы, члены которой уже «заняли» часть регионов, сразу посыпались обвинения. «Они сами себя назначили, мы хотим другого представителя», – возмущались в соцсетях. Например, когда состав Совета ветеранов формировался, из Крыма был лишь один желающий, который и занял вакантное место. Вскоре сразу две группы ветеранов-крымчан решили его заменить. В то время как одна группа ходила на разные мероприятия с участием министра, публично поднимая этот вопрос, вторая провела собрание и выдвинула своего представителя, который и заменил действующего.
В некоторых регионах до сих пор не могут определиться с выбором. Уже традиционными стали разбирательства между представителями ветеранских организаций Черновицкой области, а их неоднократные собрания пока к результату не привели.
Нешуточные страсти разгорелись и при выборе Общественного совета при министерстве. Согласно законодательству, такие органы создаются при каждом госоргане и должны обеспечивать коммуникацию власти с общественностью. Фактически это единственный официальный инструмент для такого взаимодействия. Через общественные советы должны проходить все законодательные инициативы и другие нормативные акты. Кроме того, они призваны обращать внимание ведомства на проблемы и предлагать свои решения. Работают такие советы исключительно на общественных началах.
Персональный состав советов, согласно положению, составляет 35 человек. К участию в учредительном собрании Общественного совета при Министерстве по делам ветеранов допустили 146 кандидатов.
Уже во время первой части собрания участники выражали недовольство рейтинговой системой голосования, «сговором» между организациями и подтасовкой еще не начавшегося голосования. После того как все получили возможность выплеснуть эмоции, собрание проголосовало за главный вопрос – проведение выборов через систему интернет-голосования.
Минвет стал третьим госорганом, где выбор Общественного совета проходил в формате онлайн-голосования. До этого электронную систему от общественной организации «Электронная демократия» протестировали в НАБУ и Министерстве здравоохранения. Голосование длилось сутки, и за это время в нем поучаствовали более 21 тысячи человек, что стало своеобразным рекордом. Каждый желающий с электронной почтой и мобильным телефоном украинского оператора мог выбрать до 35 кандидатов.
На продолжении учредительного собрания 6 марта, когда из открытых электронных протоколов уже были ясны победители, часть проигравших кандидатов решили сорвать объявление результатов. После нескольких часов словесных перепалок и даже драк данные все-таки озвучили. Теперь список должна подписать Ирина Фриз, а пока оппоненты готовят жалобы и не теряют надежды провести перевыборы.
Попавшие в список первые 35 кандидатов комментируют такое поведение неумением проигрывать и политическим влиянием на оппонентов. «Если кто-то хочет принять участие в работе, а не просто получить место в Общественном совете, мы с радостью будем привлекать всех желающих», – отмечают победители голосования.
Открытые вакансии
Как показывает практика, большинство Общественных советов в Украине не показывают никаких результатов работы, а по прошествии нескольких месяцев на их заседания ходит не более половины участников. Будет ли отличаться деятельность совета при Минвете, станет ясно в ближайшем будущем.
Совсем другой формат участия в деятельности интересующих госорганов предполагает работа на госслужбе. Кроме четкого графика и большого объема работы, чтобы попасть на должность, необходимо пройти конкурс. Здесь пока такого ажиотажа среди ветеранов не наблюдается: к примеру, на место госсекретаря при Минвете претендуют всего три кандидата.
По словам самих ветеранов, они не верят в честность конкурсной системы и в большинстве случаев все равно выигрывают «свои». «Даже если вы пройдете, то скорей всего, вам придется работать во враждебной среде, где вам будут не очень рады», – отметил эксперт группы РПР «Реформа публичной администрации» Сергей Сорока во время семинара, организованного в Киево-Могилянской академии специально для ветеранов, желающих работать на госслужбе.
В основном категория участников боевых действий, которые на сегодняшний день подают свои кандидатуры на конкурсы, довольно ограничена. Большинство из них и до войны имели опыт работы в государственных структурах.
Кардинально противоположная ситуация должна сложиться в Минвете. Согласно анализу участников разнообразных курсов и учебных программ, преобладающая часть ветеранов подобного опыта не имели. «После войны меняются жизненные принципы: не хочется терять время зря, есть желание менять систему к лучшему», – объясняют свою мотивацию ветераны.
Вскоре официально стартует набор в штат министерства, в котором надеются, что такая высокая активность и заинтересованность сохранится и в будущем.