В прокат выходит «Хеллбой» Нила Маршалла, который рассказывает о том, как очередной супергерой спасает мир. Но между ним и любым другим супергероем вы легко найдете десять отличий. Во-первых, он вообще не человек. Во-вторых, он красный. В-третьих, он из ада.
«Хеллбой» начинается будто с полуслова. Главный герой прибывает в Мексику за своим коллегой, который забыл о своей важной миссии и стал рестлером. Пока он выбивает все живое из очередного своего противника на ринге, Хеллбой пытается воззвать к его чувству долга, но тщетно. Все заканчивается на ринге, где наш герой и его друг в перерывах между бросками и апперкотами говорят о работе на повышенных тонах, и Хеллбой, того не желая, случайно убивает соперника. Тот успевает сказать не совсем понятное пророчество о «скором конце» и умирает.
Новый «Хеллбой» каким-то удивительным образом пытается усидеть на двух стульях. Он одновременно расшаркивается перед фан-базой фильма, ничего не объясняя в начале, и в то же время очень существенную часть времени уже во второй половине тратит на то, чтобы объяснить, кто такой Хеллбой и откуда этот персонаж вообще взялся. Потому что присутствие в нашем мире красного демона, работающего на американское бюро паранормальных расследований и спиливающего постоянно растущие рога, трудно понять.
Сначала фильм не слишком благожелателен к зрителю, который впервые сталкивается с этим персонажем комиксов, созданных Марком Миньолой и с тех пор дважды переносившихся на большой экран. Он не рассказывает предысторию Хеллбоя, очутившегося в нашем мире во время II Мировой войны демона из ада во время нацистского эксперимента по вызову дьявола. И не объясняет, с какой вселенной мы имеем дело.
В мире «Хеллбоя» на равных существуют все волшебные существа мировой мифологии и все религии мира. Все исторические и литературные легенды в нем – реальность, хотя интерпретируются очень вольно. Поэтому и в комиксах, и в этом фильме целиком нормальна встреча демона из христианского ада и Бабы Яги из славянских сказок, чтобы поговорить о Нимуэ (Милла Йовович) – деве озера из легенд артуровского цикла. Кстати, Нимуэ тут и есть главный наш злодей.
Это, правда, не совсем та дева из цикла легенд о короле Артуре, которая дает королю его меч Экскалибур. В фильме это злобная ведьма, которую некогда Артур расчленил тем самым знаменитым мечом и разослал части ее тела по разным концам света в ящиках, чтобы Нимуэ, которую убить навсегда нельзя, не пробовала больше устраивать конец света.
Но приходит наше время, и целый выводок неприятно выглядящих существ собирается эту ведьму снова собрать по кусочкам. Не стоит удивляться, что у всех этих существ огромный зуб именно на Хеллбоя. Все-таки за время своей работы в агентстве паранормальных дел он всем им насолил изрядно. Теперь каждый из них рассчитывает на ведьму, чтобы поквитаться с нашим героем.
Новый «Хеллбой» Нила Маршалла – перезапуск в кино этого персонажа комиксов Dark Horse, который даже по меркам недолгой истории комиксов – дитя. Он появился в 1993 году. В комиксах особенность героя как раз именно в этом. Он ребенок, что подчеркивается даже именем. Буквально за несколько лет вымахав в крупное и малоуязвимое существо, ментально на почти 80-м году своей жизни Хеллбой все еще подросток. Этим и объясняется его ребячливость и не совсем взрослые шутки.
Отчасти он китчевый супергерой, но появившийся в самую мрачную эру комиксов. Поэтому новый старт в кино этого персонажа было решено сделать совсем в другом духе, чем первые два фильма, которые снял Гильермо Дель Торо в 2004 и 2008 годах. В каком – вполне ясно говорит зрительский рейтинг этого фильма в Украине. «Хеллбой» – одна из немногочисленных экранизаций комиксов, получившая у нас рейтинг 18+.
Во многом на это и делалась ставка. Именно поэтому в режиссеры был приглашен Нил Маршалл, который прославился соединением ультрабрутального экшн-хоррора и грубого юмора. Его фильм «Псы-солдаты» (2002) про группу солдат, столкнувшихся во время учений в Шотландии с оборотнями, даже в своем очень скромном бюджете никогда не отворачивал камеру, когда кому-то отгрызали голову и в процессе успевал пошутить по этому поводу. «Хеллбой» ровно такой же. Это понятно с первой же конфронтации Хеллбоя в начале фильма со своим коллегой. Когда наш герой в итоге приезжает в Англию, чтобы поучаствовать в охоте местного секретного общества на гигантов-людоедов, размах наконец-то становится на один уровень с бюджетом фильма. И его тут хватает на куда большее количество ведер крови, чем за всю предыдущую карьеру Нила Маршалла. Впрочем, насилие у Маршалла при всем его гипернатурализме никак не выглядит реалистично. Оно комиксно в базовом смысле: яркое визуально, графично, но существует в очень условной среде.
И к середине фильма, когда мы уже привыкли к тону и к тому, что Хеллбой – это Хеллбой и ничего больше, фильм начинает рассказывать нам его предысторию. Она, конечно, связана с сюжетом картины. Так что в итоге «Хеллбой» все равно оказывается фильмом о происхождении героя, но рассказанным не обычным линейным хронологическим способом, а скачками и возвращениями в прошлое.
И само по себе это было бы даже интересным решением, если бы фильм не пытался рассказать слишком много и в настоящем тоже. Ведь надо помнить, что Милла Йовович в образе злой ведьмы потихоньку собирается по кусочкам и апокалипсис близко. У Хеллбоя тоже куча дел в нашем времени, помимо флешбэков в его прошлое. В итоге картина получается чрезмерно хаотической. При таком количестве событий и героев все их объяснить нельзя. Фильм все-таки успевает рассказать историю Элис (Саша Лейн), молодой девушки, которая станет одним из важных спутников Хеллбоя во второй части, но масса других персонажей вводятся в действие чересчур топорно. Сцены охоты на гигантов и роль в этой истории секретного общества Осириса, как и посещение Хеллбоем Бабы Яги в избе на курьих ножках, остаются эпизодами, эффектность которых куда больше их сюжетной необходимости. «Хеллбой» собран из трех разных историй в комиксах, которые фильм сшил чересчур заметно и не всегда с пониманием зачем.
«Хеллбой» выравнивается только к концу, когда апокалипсис все-таки немножко наступает, но его размах вовремя предотвращают герои. Именно тут начинается настоящий разгул демонических образов, которые по своей убедительности могут занять вполне достойное место в пантеоне кинокошмаров. Но главное то, что картина реализует историю, характерную именно для такого героя, как Хеллбой. Он – существо, которого большинство населения Земли просто испугается (как это и происходит). Тем не менее этот персонаж на стороне людей и даже воспитан человеком. Он граничное существо, демон на страже человеческого порядка, и поэтому смысл того, что хочет устроить ведьма Нимуэ, для него понятен и даже близок. Она просто хочет забрать этот мир у людей и отдать всем тем существам из теней, подземелий, мрачных мифов и легенд людей Земли. И Хеллбой, как одно из таких существ, этот конфликт переживает острее других, так как принадлежит к обоим мирам и вынужден выбирать.
«Хеллбой» в итоге вряд ли будет расценен даже как умеренный успех. Американская критика уже накинулась на него, называя едва ли не претендентом на худший фильм года. Но работе Маршалла довольно далеко даже до худших экранизаций комиксов. У «Хеллбоя» куча проблем. В нем слабо прописана половина характеров, местами невнятная сюжетная линия и чрезмерное увлечение расчленением врагов, так что брызги долетают едва не до первого ряда кинотеатров. Главный герой в исполнении Дэвида Харбора все-таки проигрывает Хеллбою в первых двух экранизациях, сыгранному Роном Перлманом. Но наш фильм очень похож на своего героя, одного из немногих супергероев, которому трудно предъявить претензии в алогичности своих поступков. «Хеллбой» точно такой же подросток с дурным характером, как и его герой.