21 ноября Киевская городская рада готовится рассмотреть проект, открывающий базу данных объектов коммунальной собственности. Несколько департаментов Киевской городской государственной администрации и члены комиссии Киеврады по вопросам собственности находят недостатки в проекте. В то же время автор проекта видит в затягивании процесса саботаж чиновников
Как рассказывает «Большому Киеву» автор проекта Леонид Антоненко («Самопомич»), программа разрабатывалась для оптимизации работы комиссии по вопросам собственности, которую депутат возглавляет.
Однако в процессе обсуждения департаментами правового обеспечения и коммунальной собственности КГГА, а также членами профильной комиссии к проекту был выдвинут ряд требований.
«Чиновники департамента собственности крайне не заинтересованы в публичности, значительно проще решать вопросы так, как это решалось всю жизнь», – утверждает Антоненко и называет департамент коммунальной собственности автором всех проволочек.
По словам депутата, все претензии, которые ему выдвигают коллеги и сотрудники департаментов, учтены, поэтому рассмотрение проекта включено в повестку дня заседания Киеврады, которое состоится 21 ноября.
«Департамент собственности предложил обозначить ответственным за принятие этого продукта на баланс департамент информатизации, отдельные депутаты переживали, что нет авторского договора, – он подписан, еще было предложение не упоминать название VlasCom, оно тоже выполнено», – подводит итоги Антоненко.
По словам источника «Большого Киева» в Киевраде, причина затягивания процесса принятия решения и многочисленных требований к проекту кроется в нежелании чиновников открыть для киевлян базу данных об объектах коммунальной собственности.
«В частности, речь идет о том, что в базе будет отображаться информация, каким предприятиям и в каком размере предоставляется скидка на аренду, а также будет известно, кто инициировал вопрос предоставления скидки», – говорит собеседник.
Предмет дискуссии
Заместитель директора департамента коммунальной собственности КГГА Олег Шмуляр считает, что продукт должен отвечать критериям, утвержденным Кабинетом министров. «Но у нас каких-либо документов, которые бы подтверждали, что это комплекс соответствует (критериям. – «Большой Киев»), нет», – сказал он в ходе заседания комиссии по вопросам собственности.
«Может быть, тот продукт и не соответствует критериям Кабинета министров, но он соответствует нашим требованиям», – парировал Антоненко. Он напомнил, что аналогичная программа «ИС ДКС» (Информационная система департамента коммунальной собственности. – «Большой Киев») обошлась бюджету более чем в 6 млн грн, но при этом «работает фрагментарно».
Аргумент депутата не удовлетворил чиновника, поскольку, по его словам, «ИС ДКС» была создана исключительно для нужд департамента. «Система не предназначена для использования киевлянами и депутатами городской рады», – заявил Шмуляр.
Вторым препятствием для появления нового информационного продукта Шмуляр называет передачу программного комплекса на баланс департамента: «Департамент коммунальной собственности вообще не является субъектом, к сфере управления которого может что-либо передаваться».
Однако, как следует из договора, заключенного с компанией-разработчиком аналогичного программного модуля объектов недвижимости, департамент уполномочен принимать имущественные права на аналогичный программный комплекс (ПК). «Участник бесплатно передает (отчуждает) заказчику (департаменту коммунальной собственности. – «Большой Киев») в полном объеме все имущественные права интеллектуальной собственности…», – говорится в документе.
Еще одной причиной блокировки внедрения VlasCom чиновниками КГГА называется вероятность дезинтеграции ПК. «Мы не против автоматизации процесса, но мы можем принять решение, которое в результате никакого эффекта не даст, потому что тот программный продукт не сможет быть интегрирован в более глобальную систему», – предупреждает Шмуляр.
Как утверждает источник «Большого Киева» в Киевраде, главная проблема в том, что чиновники боятся брать ответственность за программный продукт, к которому они не имеют отношения. «Никто не гарантирует, что после очередной смены власти к чиновникам КГГА не придет с обыском НАБУ (Национальное агентство по борьбе с коррупцией. – «Большой Киев») и обвинениями в коррупции», – делится своими соображениями собеседник. По его словам, чиновники опасаются беспочвенных обвинений.
В итоге комиссия по вопросам собственности приняла решение, что программа будет находиться в сфере управления департамента информатизации, так как именно он занимался разработкой программного продукта.
Согласно рекомендациям департамента правового обеспечения, департамент информатизации подготовил изменения. В частности, VlasCom предлагается считать модулем под названием «Комиссия собственности», который будет интегрирован в общую информационно-аналитическую систему «Управление имущественным комплексом».
Как объясняет Антоненко, в настоящее время проходит процесс внедрения системы «Управление имущественным комплексом территориальной общины города Киева». Таким образом, любые программные продукты должны быть интегрированы в общую систему программы информатизации.
Кроме того, департамент правового обеспечения настаивал на заключении договора непосредственно с разработчиками программного продукта. «Договор подписали накануне, его текст будет разослан комиссиям Киеврады», – говорил «Большому Киеву» Антоненко в начале ноября.
Однако член комиссии по вопросам собственности Вадим Сторожук («Солидарность») не смог подтвердить слова о наличии договора у комиссии. В самом же тексте проекта отсутствует ссылка на заключенный договор. «Информация о наличии действующего договора, подписанного всеми лицами и заключенного согласно закону об авторских правах… отсутствует», – настаивает на своем Сторожук.
Депутат также обращает внимание на то, что проектом решения не регулируется вопрос о механизме защиты от несанкционированного доступа третьих лиц к программному комплексу.
Предыстория
Депутат Киеврады, пожелавший остаться неназванным, видит несколько причин недоверия к председателю комиссии по вопросам собственности.
«Изначально речь шла о том, что Антоненко хотел внедрить свою программу и потом держать контрольный пакет акций», – объясняет требование департамента заключить договор с разработчиками источник «Большого Киева». По его словам, автор проекта не говорил депутатам, что разработчиком будут сотрудники департамента информатизации.
Кроме того, собеседник также настаивает на наличии коммерческих интересов при разработке проекта. «В вопросах приватизации он (Леонид Антоненко. – «Большой Киев») увидел реальный сектор для себя», – утверждает он.
На вопрос «Большого Киева» о вероятности личного вмешательства в систему после передачи программного продукта Антоненко отвечает, что не владеет соответствующими для этого навыками. «Я не IT-специалист, а разработчик в части бизнес-процесса», – отмечает он.
Свою задачу депутат видит в том, чтобы все нюансы принятия решения были автоматизированы. «Чиновник должен знать, как действовать при принятии тех или иных решений, чтобы не дать ему возможность интерпретировать по собственному усмотрению», – объясняет он.
«Антоненко хочет таким образом троллить тех людей, которые не дали ему возможности приватизировать объекты коммунальной собственности», – высказывает свое предположение источник «Большого Киева». В частности, собеседник называет замдиректора департамента коммунальной собственности КГГА Юрия Берегового, который входит в окружение бизнесмена Вадима Столара.
Следует отметить, что с момента регистрации проекта решения сам программный комплекс изменился более чем на 50%. По словам директора департамента информатизации Юрия Назарова, изменения вносились в связи с постановкой дополнительных задач Леонидом Антоненко. «У нас в среде ІТ это называется «хотелки», – комментирует Назаров.
«Изменения самого программного продукта касаются только вопроса его интеграции в общую систему», – утверждает при этом Антоненко.
На вопрос «Большого Киева» о том, какие элементы программы могли быть удалены в процессе доработки, Антоненко отвечает, что согласия на такие действия не давал. «Полностью исключить эту вероятность нельзя, но я смогу дать оценку только после запуска продукта», – утверждает депутат.
В наличии коммерческих интересов Антоненко также обвиняет руководитель «Первой универсальной биржи «Украина» Юрий Будюк. Он обратился к комиссии по вопросам регламента с просьбой рассмотреть вопрос о нарушении Антоненко депутатской этики, ссылаясь на факт срыва торгов по продаже коммунальной собственности. Однако, не дождавшись вынесения решения комиссии, Будюк покинул заседание в сопровождении замдиректора департамента коммунальной собственности Берегового.
Напомним, согласно данным протоколов проведения аукционов за 2016-2017 годы, состоялось 16 аукционов по приватизации помещений, находящихся в коммунальной собственности. 14 из них проводила Универсальная товарная биржа «Национальные ресурсы». Лишь один аукцион из 16 прошел с повышением цены. Его организовал второй субъект проведения торгов – Товарная биржа «Первая Универсальная биржа «Украина». В итоге все имущество было продано на 14,5 млн дешевле стартовой цены.
Примечательно, что самую большую сумму в 3,4 млн грн удалось сэкономить ООО «Легион 2015». По данным реестра юридических лиц, основателем предприятия является бывший депутат Донецкой областной рады Владислав Гельзин. Он также возглавлял футбольный клуб «Олимпик» и руководил одноименным благотворительным фондом развития футбола в Донецкой области.
Всего департаментом коммунальной собственности было заключено 25 договоров о сотрудничестве с товарными и фондовыми биржами. В то же время в торгах принимают участие только четыре, отвечает департамент коммунальной собственности на информационный запрос «Большого Киева». «В текущем году привлечены четыре организатора аукционов, а именно: Товарная биржа «Первая Универсальная биржа «Украина», Универсальная товарная биржа «Национальные ресурсы», Товарная биржа «Универсальная товарно-сырьевая биржа» и Товарная биржа «Киевская агропромышленная биржа», – говорится в документе.