Город, в котором все начинается

Автор: Надія Музлова
12:05 30.05.2018

Иностранных туристов не устраивают в Киеве дороги. А украинцев возмущают цены, причем иногда даже в музеи. Но поток гостей в…
Читать дальше

Город, в котором все начинается

Иностранных туристов не устраивают в Киеве дороги. А украинцев возмущают цены, причем иногда даже в музеи. Но поток гостей в город все равно растет. Первых притягивают  Чернобыль, София и Родина-мать, вторых – собственно столица в целом. Турбизнес ожидает, что гостей будет все больше, и готовит новые маршруты и услуги.  А в муниципалитете озабочены международными масштабными событиями, к ним городу придется привыкать: неудобно, зато выгодно

«В прошлом году, по данным городского управления туризма, в Киеве побывало 2,5 млн украинцев и 1,6 млн иностранных гостей», – сообщил начальник управления промоций и туризма КГГА Антон Тараненко.

Прогнозы на этот год: своих приедет на 20% больше, из других стран – плюс 12% к прошлогоднему потоку. Еще более оптимистичные ожидания у самих экскурсионных бюро. В экскурсионном бюро «Интересный Киев» ежегодный рост клиентов составляет 30%. Чернобыльская зона в этом году готовится принять 80 тысяч посетителей по сравнению с 50 тысячами в 2017-м.

«Туризм в Чернобыльской зоне расширяется: сюда едут даже на неделю»

Хотя иностранцев приезжает в полтора раза меньше, но денег они оставляют в три-четыре раза больше. «Гости из ОАЭ тратят по 150-200 долларов в день», – рассказывает руководитель проектов «Pro Ukraine» Тарас Галяс. Тем не менее для города важны обе категории туристов, потому как запрашивают они разные услуги, что в конечном итоге дает больше рабочих мест и отчислений в бюджет.

Родина-мать – это украинская статуя Свободы?

Больше всего посетителей едет из Беларуси и Израиля. Первым – недалеко, понятны язык и ментальность. Вторых притягивают родственные связи или воспоминания о детстве и юношестве. Не зря же есть экскурсия «Еврейские адреса на Подоле». Следующий пул визитеров: США, Германия, Турция. Далее Польша на почетном девятом, а там и Китай – на четырнадцатом месте.

«Для туристов из Китая не хватает гидов и впечатлений», фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«Украинские туроператоры только учатся работать в формате, который удовлеворяет китайских туристов, ведь китайский рынок – очень перспективный, хоть и  специфический», – отмечает директор компании «Чернобыль Тур» Ярослав Емельяненко.

«У нас по пальцам можно пересчитать именно гидов-экскурсоводов, говорящих на китайском (синхронный перевод интуристы не любят – это потеря времени). Но главное – у этих гостей другой менталитет и способ отдыха. Отпуск у китайцев бывает раз в год, и они за неделю стремятся чуть ли не полсвета посмотреть. Завлекать их нужно пакетным предложением, например, из четырех стран и, конечно, рекламой. Если старшее поколение еще может знать Украину как страну бывшего соцлагеря и величайшей экологической катастрофы, то молодежь не очень понимает, что здесь интересного смотреть. Второй вариант организации тура – максимально насыщенная и разноплановая программа в одной стране: полеты на вертолетах, милитари-туры с поездками на военной технике, экстрим-поездка в Чернобыльскую зону», – говорит Емельяненко.

Недостроенный пятый энергоблок ЧАЭС

Иностранцы едут в Киев чаще всего по делам. В «Интересном Киеве» такие туристы заказывают в основном обзорные экскурсии. «Бизнес старается делать бизнес. Им нужны отели, питание, транспорт и организация конференций. Все остальное не так важно. Сервис для бизнес-сегмента обычно дороже, чем для среднестатистического туриста», – поясняет Тарас Галяс. Как результат – зарплаты в этом сегменте приема гостей выше средних.

Видеть иностранные гости хотят в первую очередь Чернобыль, Софию и Родину-мать. Чернобыльская зона и ЧАЭС притягивает людей как магнит, она одна из главных причин приезда туристов в Украину в целом, но об этом чуть дальше.  Софию Киевскую опекает известнейшая международная организация – ЮНЕСКО. Родина-мать поражает своими размерами, возможностью подняться на необычную смотровую площадку и разнообразием символических смыслов: одни ее сравнивают с американской статуей Свободы, другие видят в ней всемогущество Богоматери.

 Монумент «Родина-мать»

Неприлично дорого

Наших внутренних туристов пугают цены: на еду, на транспорт, на услуги экскурсоводов и даже в музеи. Два часа экскурсии практически в любом городе западной Украины обойдутся  в полтора-два раза дешевле, чем в Киеве. О стоимости еды и транспорта говорить не приходится. В областных и районных центрах эти затраты в разы меньше: билет на маршрутный транспорт через весь город будет стоить 3 грн и пересадок делать не надо.

Блеты в музеи вроде бы уже дешевле некуда: 10-30 грн за вход для одного и 40-100 грн за экскурсию для группы. То есть от 14 до 40 грн в целом с человека. Но это если путешествовать туром. Самостоятельному туристу придется оплачивать экскурсию самому и полностью. Или подстраиваться под чей-то график, и это может быть совсем неудобно. Гораздо дороже будут частные аттракции: океанариум,  экспериментаниум,  там билеты идут за сотни гривен, и многим гостям они совсем не по карману.

По словам руководителя «Интересного Киева» Арсения Финберга, украинцы выбирают самые дешевые экскурсии и те, что чуть-чуть дороже. Тем не менее в агентстве около 200 маршрутов, и все они востребованы именно украинцами.

Украинский турист – самый постоянный и заинтересованный в разнообразии услуг, фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Надо также помнить, что внешние обстоятельства могут измениться. Так, после конфликта на востоке страны почти полностью исчезли туристы из России. Они занимали первую позицию в рейтинге иностранных гостей и составляли 70-100% клиентов во многих туристических фирмах. Многим из этих фирм просто пришлось закрыться.

Теперь, кроме увеличения количества иностранцев, компании стараются привлекать и посетителей-украинцев.

Что дальше?

Туристы хотят все новых впечатлений. Компании, экскурсионные бюро и ивент-агентства стремятся расширить ассортимент своих предложений. Порой даже клиенты уже есть, а реализовать не так просто. Даже чернобыльскую зону хотят использовать нестандартно. Есть разработки ночных экскурсий для поклонников бердвотчинга – наблюдения за птицами. Тут сегодня сложилась уникальная экологическая ситуация – в четыре утра можно даже услышать пение и увидеть в природной среде обитания птиц, занесенных в Красную книгу. Но пока на этой территории действует комендантский час –  такие экскурсии остаются только в планах. Еще одна идея – поход на корабле по речке Припять к пристани города-призрака, но без высадки на берег, чтобы можно было увидеть ЧАЭС, но не тратить время на КПП – такой себе экспресс-вариант для путешественников, ограниченных во времени.

Мировые же специалисты считают, что индустрию гостеприимства сейчас двигают  масштабные спортивные, развлекательные и деловые события. Они же влекут за собой развитие инфраструктуры. «Это тренд последних лет», – говорят участники международной выставки бизнес-туризма IMEX во Франкфурте. «Подтверждение тому и украинский опыт: футбольный чемпионат Евро-2012 и Евровидение», – говорит Антон Тараненко. Ивенты должны быть международными и обязательно при государственной поддержке.

Инициаторами могут быть как муниципалитет, так и частный сектор. Инфраструктура: гостиницы, дороги, сценические площадки, зоны отдыха и развлечений – все это создается уже попутно и работает на город в дальнейшем.

Никто не отменял и значение рекламы. Туризм в мире сейчас продвигается через истории и легенды местности, города или страны. Интригующие сюжеты должны показывать, что здесь интересного и зачем сюда ехать. Киев за рубежом презентуется как город, в котором все начинается.

Киево-Печерская лавра

Великий Київ у Google News

підписатися