Покровителем Киева всегда считался Архистратиг Михаил, но у города есть и другая защитница, которая в разные времена спасала киевлян от бедствий, болезней и несчастий. Легенда о святой Варваре и ее мощах оспаривается некоторыми учеными, но киевляне упорно верят в чудо вот уже больше тысячи лет. Так как же мощи святой попали из Ливана в Киев?
История христианства полна трагических событий и захватывающих политических интриг, разбираться в этом хитросплетении сложно, но достаточно интересно. Первым пунктом «путешествия» во времени станет территория современного Ливана, город Илиополь Финикийский (сейчас Баальбек). Там в ІІІ веке нашей эры (точная дата неизвестна) в аристократической семье родилась девочка по имени Варвара.
Илиополь Финикийский – Константинополь
Согласно преданию, мать Варвары умерла рано, а отец отличался тираническим характером и практически всю недолгую жизнь дочери прятал ее в башне. Неизвестно, как и почему Варвара решила принять христианство, учитывая тот факт, что она была изолирована. Но надо сказать, что к ІІІ веку христианство приобрело уже очень большую популярность и если первоначально это была религия угнетенных, то постепенно она начала находить все больше откликов и в среде высшего сословия. Варвара пошла против воли отца-язычника и приняла крещение, что вызвало гнев родителя.
Но гнев, видимо, был вызван еще и политическими соображениями, так как мужчина занимал высокое положение при дворе римского императора Максимиана Геркулия. На его суд отец и привел свою дочь-отступницу. Варвару били, пытали, жгли, а потом обезглавили. При этом мудрый император дал возможность отцу самому выбрать наказание и привести приговор в исполнение, мол я тебя породил, я тебя и убью.
Случились эти трагические события в 306 году, а уже в 380 году был принят Фессалоникейский эдикт и христианство перестало быть гонимым. В IV веке мощи святой Варвары были перенесены в Константинополь.
Константинополь – Киев
Если история раннего христианства кажется запутанной, то история князей Киевской Руси и вовсе непостижима для понимания. Но очень коротко политические и религиозные перипетии можно очертить так: желая наладить тесные отношения с Византией, князь Владимир в 988 году крестил Русь и женился на византийской царевне Анне.
Правнук Владимира Святополк Изяславович принял киевский престол в 1093 году, а уже в 1108 году решил построить на месте отцовского Дмитриевского монастыря (Изяслав в крещении был Дмитрием) новый каменный храм – Михайловский собор, так как сам в крещении был Михаилом. Завершилось строительство собора в 1113 году.
Но как мощи святой Варвары попали из Константинополя в Киев и с чьим именем следует связывать это событие – не понятно.
Подарок Варвары
Версия первая гласит, что Святополк очень недолго (1103-1108 годы) был женат на дочери византийского императора Варваре Комниной. По легенде невеста в качестве приданого привезла в Киев мощи святой Варвары, которые впоследствии и хранились в Михайловском монастыре. Но ни о жене Святополка, ни о дочери императора Алексея І Комнина по имени Варвара нет никаких свидетельств, и историки склонны считать ее вымышленным персонажем.
Подарок Анны
Версия вторая гласит, что мощи Святой Варвары появились в Киеве гораздо раньше и их в качестве приданого привезла совсем другая женщина. А именно царевна Анна, которая и стала женой Владимира. Где хранились мощи святой до строительства Михайловского собора, не известно, как не доказано и причастие Анны к их «транспортировке».
От неизвестного дарителя
Версия третья, наиболее обтекаемая, строится на том, что в период татарского нашествия Византия ослабла и передала ценную реликвию в Киев на хранение. Ни инициатор, ни время такой передачи не известны. Кроме того, считается, что в период самого нашествия мощи уже были и их спрятали под каменной лестницей, а вновь нашли только спустя несколько столетий.
Альтернативная версия
А четвертая версия, самая неприятная для киевлян, гласит, что мощи святой Варвары, а точнее – их части, хранятся совсем не в Киеве: часть в Венеции, часть в Греции. Это, так сказать, католическая посмертная биография тела святой Варвары.
И самый странный вопрос: где голова? Некоторые исследователи считают, что усеченная голова находится в церкви Оратория святой Варвары в Италии, но этот факт не находит подтверждения. Отдельно «путешествуют» по миру и кисти рук святой. В 1680-х одна кисть попала из луцкой церкви в Киев, но торговцы реликвиями раздробили ее на мелкие частицы, одна из которых оказалась в Софийском соборе.
Михайловский – Владимирский соборы
Киевляне все же были склонны верить в то, что именно в их городе хранятся мощи святой, и доказывалось это многочисленными чудесами. Варвара является защитницей от внезапной смерти, а Михайловский собор обошли многочисленные эпидемии чумы и холеры с начала XVIII по конец XIX веков.
В начале XVIII века одним из самых популярных подарков из Киева были кольца святой Варвары. Различные по ценности украшения, от совсем простеньких до драгоценных, помещались в раку и таким образом приобретали чудотворные свойства. Развозились кольца по всем городам империи и даже за границу. Известно, что во время путешествия в Киев Екатерина ІІ тоже приобрела три золотых кольца святой Варвары. Кроме колец, у раки размещали также кипарисовые стружки, елей, которые считались лекарственным препаратами или использовались в качестве оберегов от внезапной смерти.
Уже в новейшей истории мощи святой Варвары снова путешествовали, но на этот раз – в пределах города. Михайловский собор было решено снести в период воинствующего коммунизма. Разбирали собор с 1933 по 1936 годы, а уже в 1937 году – взорвали. Мощи святой передали на хранение в Киево-Печерский музей-заповедник (название на момент 1930-х), а в 1960-х – во Владимирский собор, где они и находятся сегодня.