Город мастеров

Автор: Зоя Звиняцковская
15:16 22.12.2017

Выставку «Город Ха» можно было бы считать удавшейся уже только из-за названия, но она замечательна еще по нескольким не менее…
Читать дальше

Город мастеров
Світлодіодне освітлення

Выставку «Город Ха» можно было бы считать удавшейся уже только из-за названия, но она замечательна еще по нескольким не менее важным параметрам. Во-первых, экспозиция хороша тем, что открыто и недвусмысленно представляет Харьков как неоспоримую столицу украинского модернизма (и постмодернизма) и авангарда в частности. Да и вообще как столицу. Посыл сформулирован убедительно, но при этом всерьез не воспринимается даже его авторами

На авторской экскурсии один из организаторов проекта, художник и фотограф, уроженец Харькова Сергей Братков как бы невзначай бросил: «Ну вы же знаете, самый-самый первый космонавт, это же был не Юрий Гагарин, а совсем другой парень, из Харькова. Разбился при спуске, поэтому официально никогда не упоминался. Между прочим, был гораздо симпатичнее Гагарина».

Вот этот миф города, обросший множеством апокрифов, живущий в пространстве от выпуклой, сконструированной, выразительно и ярко прописанной парадигмы до облака полулегенд-полуанекдотов – вот этого так не хватает всем нашим городам. Да что там городам – всем нам не хватает. Тоталитаризм оставил Украине в наследство унылое однообразие в виде построенных по типовому проекту жилмассивов, но ведь города это нечто большое. Это локальные миры со своим укладом, историей, поэтикой. Созвездие этих ярких миров – это и есть то, чего нам крайне недостает сегодня, так как только разнообразие способно породить подлинную полноту жизни.

Вторая замечательная особенность этой выставки – задекларированный принцип рассмотрения художественных явлений. В первом зале на стене располагается символическая карта, которая представляет собой сложное пересечение множества линий, соединяющих разные точки на шкале времени. Согласно «легенде» карты, точки эти обозначают пять разных элементов: личность, событие, группа, место и конкретное произведение искусства. Из них и складывается культурная история города.

А история и впрямь выдающаяся. Открывают проект работы замечательных художников-авангардистов Василия Ермилова и Бориса Косарева, которые не только невообразимым образом уцелели, но и успели поработать преподавателями в Харьковском художественно-промышленном институте, передавая традиции авангарда поколению 60-х.

Продолжают рассказ концептуалисты 70-х, среди которых такие титаны, как художник и литератор Вагрич Бахчанян с его немыслимыми текстами; пожалуй, самый известный сегодня в мире постсоветский фотограф Борис Михайлов со страницами из его книги (скорее, фотоальбома) «Незаконченная диссертация…». И тут же местная легенда 80-х, некто Олег Митасов, городской сумасшедший, который считается первым харьковским граффитчиком. Его подъезд и квартира, стены которых сплошь покрыты надписями, стали материалом для другого фотографа – одного из многих членов масштабного харьковского «клуба» современной фотографии.

Модернизм плавно переходит в постмодерн, а художников 70-х сменяют зрелый и сложный график Павел Маков и, как принято говорить, талантливая молодежь: художник-граффитчик Гамлет Зиньковский и Роман Минин, прославившийся своим визуализированным шахтерским мифом.

При осмотре экспозиции может показаться, что все лучшее в современном украинском искусстве родом из Харькова.

Своеобразным резюме к выставке может послужить фрагмент одного из текстов Бахчаняна: «При въезде в Харьков на мраморной плите (100 на 120 метров) золотом написаны известные слова Маркса (он учился в Харькове): «Пойдите и посмотрите, хотя бы только для того, чтобы сделать мне приятное».

Национальный художественный музей Украины

15.12.2017 – 18.02.2018

Ул. Грушевского, 6

Великий Київ у Google News

підписатися