Киев – древний и большой город, менявший свой облик множество раз. Здесь жило огромное количество выдающихся людей. Но есть все-таки у Киева свои визитные карточки и свой знаменитый мастер – Владислав Городецкий. Многие туристы и даже жители города могут не знать этого имени, но все знают Дом с химерами или Николаевский костел. Так каким же человеком был самый известный архитектор столицы?
Личная жизнь
Современных людей отличает невероятно высокая восприимчивость ко всему новому. Сейчас скорость распространения информации стала запредельно высокой, но в конце XIX и начале XX века быстротой реакции могли похвастаться далеко не все. Поэтому любитель нового Владислав Городецкий был в Киеве своеобразной звездой. Действительно творческая личность, он был, возможно, одним из первых киевских художников, любивших шокировать и эпатировать публику. Можно сказать, что Городецкий прожил очень насыщенную и даже авантюрную жизнь. Такой человек мог бы стать прообразом героя приключенческого романа или захватывающего голливудского фильма.
Начнем с того, что будущий гений архитектуры родился не в Киеве, а в селе Шолудьки (Винницкая область) в семье польского шляхтича. Первым действительно большим городом в жизни Владислава стала Одесса. Вместе со средним образованием он получал там первый опыт жизни без надзора родителей. Как результат – тройки по всем предметам, за исключением черчения и рисования. Эти две пятерки и определили будущее – мальчика отправили учиться в Императорскую академию художеств в Петербурге. И только после получения диплома Владислав приехал в Киев.
Надо сказать, что столица нынешней Украины в конце XIX века переживала настоящий строительный бум и у молодого архитектора здесь было большое пространство для действий. Кроме того, заработок для Городецкого тогда имел большое значение. Он брался за любую работу в Киеве, будь то проектирование кладбищенских склепов или общественных туалетов. Но не трудолюбием в те годы был знаменит Владислав Владиславович, газеты широко обсуждали брак бедного дворянина и богатой дочери купца. Союз Городецкого и Корнелии Марр занимал умы многих: кто-то считал, что это банальный расчет, мол, невесте нужен титул, а жениху – деньги; кто-то описывал их отношения как весьма романтичные. Но как бы там ни было, к жене Городецкий относился словно к произведению искусства – создавал для ее наряды и придумывал украшения.
Не только скандальный брак принес славу Городецкому, киевляне обсуждали и едва ли не первый автомобиль в городе, который принадлежал Владиславу Владиславовичу, и ручную обезьянку. Надо сказать, что Городецкий любил путешествовать, даже по нынешним меркам он объездил много стран и многое видел. Кения, Иран, Монголия, Афганистан и даже Тибет – вот далеко не полный список мест, которые он посетил. К замечательным фактам личной жизни известного киевлянина стоит добавить и то, что Городецкий написал книгу о своих путешествиях по Африке с авторскими иллюстрациями – талантливый человек талантлив во всем.
Творчество
Первым заметным творением Городецкого в Киеве стал Музей общества любителей древности. Теперь это Национальный художественный музей Украины на улице Грушевского, 6. Но у музея сразу три известных автора: Петр Бойцов разработал прекрасный проект в стиле неоклассицизма, Владислав Городецкий стал главным архитектором, а известные скульптуры львов и грифонов создал итальянец Элио Саля. Именно дружба с Городецким поспособствовала тому, что итальянский скульптор Саля остался в Киеве и открыл тут собственную мастерскую. В дальнейшем благодаря тандему Городецкий–Саля появилось еще много киевских шедевров.
Музей общества любителей древностей строился между 1897 и 1899 годами, но трудолюбивый Городецкий успел еще в 1898 году спроектировать и построить главный театральный зал Киева. Тогдашний театр Соловцова получил роскошный зал в стиле рококо, который был признан одним из самых удобных в Европе.
Как уже было сказано, Городецкий любил все новое, поэтому раньше своих коллег начал активно использовать бетон. Надо отметить, что такая любовь к материалу была еще и финансово весьма выгодной, так как Городецкому принадлежал цементный завод «Фор». Именно благодаря бетонным сваям и появился в Киеве Николаевский костел на улице Большой Васильковской, 77. Место, выбранное для строительства, оказалось не самым удачным: фундамент надо было укреплять и если бы не использование бетона, то сооружение такой высоты просто рухнуло бы. Сегодня Николаевский костел – едва ли не самое яркое готическое здание в Киеве, которое до сих пор выглядит весьма внушительным. Жаль только, что многочисленные витражи и фрески не сохранились, а ведь они имели большое значение для архитектурного ансамбля.
Но католик Владислав Городецкий строил не только костелы. Его авторству принадлежит еще одно культовое сооружение в Киеве – караимская кенасса на улице Ярославов Вал, 7. Строительство молитвенного дома для караимской общины продолжалось с 1898 по 1902 годы. На тот момент здание имело грандиозный вид: выполненное из дорогого тогда цемента, украшенное скульптурами Саля, увенчанное большим куполом. Сегодня сооружение можно сразу и не заметить – без массивного купола оно стало меньше и проще.
Главный шедевр
Самым знаменитым, самым скандальным и самым легендарным творением Городецкого стал Дом с химерами. Этот архитектурный объект действительно был спроектирован как жилой дом. В нем были предусмотрены все удобства того времени: гараж, каретный сарай, прачечная, холодильная комната, коровник и многое другое. Кроме того, здесь были квартиры, которые можно было сдавать в аренду, и 13 жилых комнат для семьи архитектора. Планировалось, что элитный дом будет приносить своим владельцам не только удовольствие, но и доход.
Строительство дома обошлось в 133 тысячи рублей – по тем временам сумма огромная, а если учитывать, что ее пришлось взять взаймы, становится понятно, почему Городецкий выбрал неудобный участок. Расположенный над обрывом клочок земли был мало пригодным для строительства и обошелся относительно дешево. Но Городецкий использовал снова-таки бетон и построил дом, который с одной стороны имеет три этажа, а с другой – шесть. Правда, экономия на покупке земли не спасла положение.
Больших денег стоило архитектору воплощение в бетоне мечты об Африке. Он очень хотел отправиться на сафари, поэтому свой дом мечты спроектировал в виде горы, на которой возвышались диковинные львы, жирафы, носороги, крокодилы. В фойе дома тоже присутствовали африканские мотивы в виде осьминогов и рыб. Конечно, сейчас все эти фигуры не кажутся нам химерами, но можно представить себе, какое впечатление они производили на киевлян больше ста лет назад.
Строительство дома закончилось в 1902 году, а спустя всего десять лет Городецкому пришлось его заложить. Как ни старался Владислав Владиславович, но обратно выкупить свою мечту ему так и не удалось. Дом менял хозяев, а в Киеве появились мрачные легенды о том, что новых владельцев Городецкий проклял.
Спустя восемь лет после продажи дома, в 1920 году, Городецкий покидает Киев. Он построил еще вокзал в Тегеране, дворец и отель в Иране. Страстный путешественник, художник, новатор и просто странный гений нашел свой последний приют на католическом кладбище в Тегеране.
Городецкому удалось изменить облик Киева, стать одним из самых известных архитекторов в истории столицы и вдохновить своими работами многих киевлян. Так, Михаил Булгаков признавался, что на создание Воланда его вдохновил именно причудливый, прекрасный и в то же время мрачный Дом с химерами.