Мегаполіс Гаряча тема

Годі! Чому транспортний колапс Києва на совісті жителів, які не здатні мінятися

Автор: Кирило Данильченко
12:18 22.05.2020

Київ стоїть у заторах не лише через прорахунки влади, відповідальність лежить і на містянах. Люди не приймають зміни та не адаптовуються до нових реалій.

Годі! Чому транспортний колапс Києва на совісті жителів, які не здатні мінятися

За згодою автора текст публікується російською мовою:

Киевские пробки давно стали притчей во языцех. Левый берег и мосты через него. Центр. Набережная. Заезды в столицу. С остановкой метро все эти хронические болезни Киева полезли наружу.

Но заторы на дорогах, конечно же, не прерогатива киевлян. Все мегаполисы растут вверх и уплотняются, потом рассыпаются к окраинам в таунхаусы и одноэтажную застройку.

Люди попроще тяготеют к вертикальной застройке в недорогих спальных районах.

Чуть успешнее стараются жить поближе к зеленой зоне за городом и отсутствию шума и смога. 

У кого хватает бюджета на загородный особнячок ведут «кочевую жизнь» и тратят полтора часа жизни в автомобиле.  

Процесс урбанизации замедлился и трансформировался, но далеко не закончился. В каком крохотном городе вы бы сейчас не жили – его все равно приедет покорять кто-то из глубинки. На уровне столицы это означает треть населения области, которые сигналят в пробках и висят в час-пик в автобусах по дороге к месту приложения работы. 

Растущие города спутники. Пригороды, которые съедают все природное пространство вокруг, включая лесопосадки и леса. А потом удивленно хлопающие глаза: «Откуда пылевая буря в Киеве»? 

Эстакады, несколько уровней дорог и развилок, выхлопные газы и вся таблица Менделеева в приоткрытом окне. Больше стресса, больше двух часов в пробках каждый день, больше лишнего веса и гиподинамии.

Плюс «бегство успешных» – все кто может позволить себе убить 70-150 тысяч долларов на загородную дачу с землей и несколько тысяч на обслуживание авто,  живут вне столицы. Пока в спальных районах расцветает поздняя культура мерчендайзеров, семечки и корточки, с закладками и ростом криминала.

И еще добрая треть города банальные заложники автомобиля. Который обойдется вам в свою стоимость в ближайшие 4 года – на амортизацию, бензин, комплекты резины, страховку, парковку и отличную аудиосистему, слушать мотивирующего тренера, чтобы не поехать кукушкой на мосту утром.

И это незабываемое ощущение, когда тянешься в пробке по дороге в спортзал и когда доберешься туда через час будешь в гребном тренажере имитировать работу на веслах, чтобы потом еще час пострадать от гиподинамии в автомобиле. 

Куда поставить машину? 

Кто в баре будет пить, а кто поведет? 

Договориться перебрать двигатель – близится капитальный ремонт.  

Целый культ. 

Взамен же пробки и геморрой.

Но опять же, это не прерогатива Киева. 

Прямо сейчас стоит Париж – тянется автострада А6, больше известная как шоссе Солей, это артерия которая связывает Париж с французской Ривьерой. 

Её максимально пытаются разгрузить с конца 90-ых, даже открыли специальный тоннель в Лионе, который дал просвет между Альпами и Центральным массивом с потухшим вулканом. 

Но до сих пор местное движение на обед, накладывается на путешествие отдыхающих на юг и движение из Испании в Нидерланды. И всё. Пробка. С которой не может справиться весь бюджет Парижа.

Прямо сейчас тянется Антверпен – всеми цветами красного пылают кварталы вокруг туннеля Кеннеди под рекой Шельдой. И вроде отдельные ветки для велосипедистов и скутеров, и для железнодорожного движения и легкого рельсового вагончика с туристами, и сразу две ветки для авто. 

Но тянется – строили его в горячем 1969 году, тогда и подумать не могли что у семьи с домом на колесах может быть 3-4 автомобиля, один для поездки на море с кемпингом, экономичные малолитражки для города и недорогая для подрастающего сына-студента. И что у большинства женщин будут водительские права. 

И никакая удаленная работа, никакие легкие монорельсовые вагончики и общественный транспорт проблему не решат. Потому что надо сносить все и строить новое – лезть на 15 метров под русло реки, расширять тоннель, расширять горловину, а там кругом кафе на воде, исторические кварталы и цена квадрата земли как крыло от самолета.

Растет плотность населения, растет субурбанизация, растет трафик авто – это отлично видно на примере северо-западной Европы. 

Тот же Утрехт, со своим Старым городом, каналами, достаточно плотным трафиком и  320 тысяч населения, который просто вырос из себя, как змея выросла из своей шкуры. 

И какой выход нашли жители Утрехта? Половина всех поездок в центре осуществляется ими на велосипедах. Половина! 

Это, конечно, не Копенгаген, где велосипедов больше, чем населения, но тоже вполне достойно. И власти реагируя на количество двухколесных коней, начали строить парковку на 13 тысяч мест.

Взять тот же Берлин. Менталитет немцев, первыми получившие в Европе «народный автомобиль» доступный каждому, и их роскошные дороги. Одна из лучших экономик в Европе. Достаточно жесткая зима – вряд ли особо теплее Киева.

И что? 20% поездок в пригородах. Растет количество покупок электробайков, самокатов, моноколес и прочей экзотики. Почему? Потому что жизнь заставляет.

Скорая и тревожные службы едут в пробках долго, палить бензин дорого, нервы лечить еще дороже. Первыми пересаживаются на велосипеды полицейские – как произошло в Киеве в 2016. Потом доставка и курьеры. А потом жители пригородов.  

Да, властям тоже нужно шевелиться – снижать скоростной режим знаками и штрафами, открывать мосты только для велосипедистов, пешеходов и рельсового транспорта, вкладываться в инфраструктуру и муниципальный прокат. 

Например, соединить более менее удобный маршрут с Европейской площади на Троещину с остальными огрызками, создавая единую сеть. 

Читайте також: Київ vs Ванкувер. Як стати найкращим містом в світі

Но все начинается снизу. Люди покупают стрелковое оружие, держат настрел, организуют ассоциации, открывают клубы – вот вам Балтийские или польские  общества содействия обороне. 

Люди покупают велосипеды, сотнями приезжают на них в кафе или магазин – частный бизнес строит парковки и ставит охранные камеры. Это работает так.

У нас же может 2-3% поездок осуществляется велосипедами. В стране на 38 млн человек – едва миллион велосипедов. 

Если учесть, что львиная доля транспорта это села, то в Утрехте двухколесных столько же, сколько в 3,7 млн Киеве. 

Но при этом любой, кто заработал несколько тысяч долларов, считает нужным взять себе “бляху” – автомобиль, который дешевле пригнать в Украину, чем утилизировать согласно правилам ЕС. 

Чтобы потом лежать под ним и узнавать сколько стоит оригинальная рулевая рейка, и что иметь машину, ездить на ней каждый день и обслуживать ее амортизацию – три разные опции.  

Что это – особенности менталитета, пережиток совка, когда иметь иномарку считалось престижным, отложенное потребление после десятилетий кризиса?

Трудно сказать в рамках короткой статьи. 

Умирать от болезней цивилизации (сердечно–сосудистых, сахарного диабета, онкологии) на десять лет раньше остальной Европы, задыхаться в пробках и тратить на обслуживание “блях” тысячи долларов, но упорно придерживаться идеи, что б/у авто лучшее вложение – это как минимум странно. 

Особенно на фоне стоящего метро, теплой зимы и опыта решения с трафиком гораздо более заселенных городов западной Европы. 

Байк, велосипед или электрический самокат, возможно, не решит многих проблем, но точно сделает человека здоровее и мобильнее. 

Не обязательно до работы, но даже внутри района и массива. 

Так что начиная ежедневный плач про то, что город заперт и все плохо, и вставляя властям виртуальный пистон, стоит вспомнить и о другом конце палки. 

Пора наконец понять, что многие из нас заперты и законсервированы только в своей голове. 

Читайте також: Юрій Назаров про розумне місто: “21 століття для Києва почалося у 2016 році. До цього взагалі нічого не було”

Великий Київ у Google News

підписатися