Гибель линкора «Новороссийск»

Автор: Кирило Данильченко
15:20 29.10.2019

В ночь на 29 октября 1955 года в бухте Севастополя прозвучал страшный взрыв. 180-метровый линкор «Новороссийск» подбросило как щепку. Дредноут…
Читать дальше

Гибель линкора «Новороссийск»
Світлодіодне освітлення

В ночь на 29 октября 1955 года в бухте Севастополя прозвучал страшный взрыв. 180-метровый линкор «Новороссийск» подбросило как щепку. Дредноут весом в 26 тысяч тонн прошило насквозь и буквально испарило часть бака. Эта была крупнейшая катастрофа военно-морского флота СССР и она обошлась в 619 человеческих жизней.

Трофей

Линкор «Новороссийск» на 1955 год был одним из самых сильных кораблей ВМФ СССР. Несмотря на индустриализацию и планы по расширению корабельного состава, к середине 1950-х у «советов» в строю остались только два линкора царской еще постройки. На их фоне со своими 320-миллиметровыми орудиями и мощной броней даже  старичок «Новороссийск» 1914 «года рождения» выглядел достойно. Правда, назывался он так не всегда. При «крещении» дредноут получил имя «Джулио Чезаре» и успел принять участие в двух мировых войнах на стороне Италии.

Линкор на стапеле (1910)
Линкор на стапеле (1910)

Когда линкор сходил со стапелей Генуи, он получил носовое украшение – гигантского орла, держащего в лапах девиз Юлия Цезаря. Кроме того, инженеры высекли на броне «Выдержать любой удар». Летом 1940 года «итальянец» получил его от британского линкора – «чемоданом» главного калибра ему разворотило башни и надстройки, при этом были убиты и покалечены полторы сотни моряков. Дважды «Джулио Чезаре» бомбили самолеты, атаковали торпеды, но патриарх пережил войну и сдался англичанам на Мальте.  Уже они в 1949 году привели линкор в Албанию, в порт Влера, где его передали в счет долга за репарации СССР. Перед передачей итальянцы пытались вывести из строя двигатели судна, но им помешали. Комиссия адмирала Гордея Левченко, украинца родом из Житомира, приняла корабль и перегнала в Севастополь. Правда, турки настояли, чтобы проливы проходил итальянский экипаж.

Спуск на воду «Giulio Cesare»
Спуск на воду «Giulio Cesare»

На службе у красных

«Джулио Чезаре» проходит капитальный ремонт, получает новые харьковские паровые турбины, РЛС и зенитные орудия. Под именем «Новороссийск» корабль регулярно участвует в учениях, но даже освоить его не просто – все машины и механизмы снабжены инструкциями на итальянском языке, техника непривычна для советских моряков.  На первых маневрах не всегда даже удается выполнить задачи по нахождению на курсе.

Каюты для моряков не утеплены, а камбузы рассчитаны только на офицеров – в коротких походах по Средиземному морю итальянцы ели сухие пайки, а на рейде питались в щитовых сборных казармах. Благо теплая Италия обеспечивала сардинами и макаронами, в отличие от южного берега Крыма. Так что в корабль было вложено много сил и средств – по меньшей мере восемь циклов ремонта и модернизации. Тогда была популярна доктрина создания тяжелого флота – на «Новороссийске»  планировали готовить для них команды и даже освоили производство снарядов к итальянским орудиям. Ибо линкор постоянно выходил на учебные стрельбы.

линкор, Новороссийск

Роковая ночь

29 октября около часа ночи линкор стоял на рейде около бочки № 3 напротив военного госпиталя Севастополя. Взрыв вспорол его от киля до палубы в 01:30 – специалисты посчитают позже около 1179 килограммов тротилового эквивалента. Команда отдыхала, частью находилась на берегу, и только часть экипажа была на боевых постах – корабль принял  сотни тонн воды еще до начала борьбы за живучесть. Кроме того, водонепроницаемые двери перекосились и не закрывались. Носовые отсеки захлестнула вода, около 80 моряков погибли от осколков или баротравмы, даже не успев проснуться. Вскоре на него начали прибывать аварийные команды  с соседних судов – с помпами, пластырями и шлангами для откачивания. Значительная часть экипажа только на днях была переведена из сухопутной армии на флот – личный состав просто построили на палубе, дабы он не мешался под ногами. Когда к четырем утра «Новороссийск» перевернулся и уперся мачтами в дно, многие из них погибли на месте.

Не было ножниц для обрезания якорей, буксиры начали отводить корабль в безопасное место слишком поздно. Запертые внутри на боевых постах приняли мученическую смерть. С ними наладили связь и пытались ободрять, спасательные команды слышали стук ключей по переборкам. Но линкор присосало к слою ила, а вырезать из корпуса и вытащить удалось только семь человек – отверстие пробили со стороны кормы. Двоих удалось вывести водолазам в легких костюмах – благо 18 метров глубины позволяли им работать комфортно. Страшные эти стуки из под воды стихли только 1 ноября.

линкор, Новороссийск

Расследование

В отчете комиссии генерала Малышева грешили на немецкие донные мины – те во время отступления в 1944 году заложили немало их в бухтах Севастополя. 900 килограмм взрывчатки, ждущие в иле на дне своего времени. Но батарейки в них до 1955 года должны были уже разрядиться. Закладка заряда внутри во время передачи корабля итальянцами англичанам или самими англичанами? Но тогда металл в проломе был бы вогнут наружу, а он был вдавлен в корпус в виде гигантской буквы L. Знаменитые итальянские подводные диверсанты? Те самые из десятой флотилии, тяжело повредившие два линкора Великобритании на рейде? Осенью в прохладном море, пройдя через Босфор с тонной взрывчатки на малой подлодке? Все это походило на фантастику.

линкор, Новороссийск

Только в 2014 году Уго Дэспозито, уже 90-летний дедушка, а ранее ветеран подводных диверсантов заявил в интервью: «Коммандос 10-й ФМАС не желали, чтобы линкор был у русских, и уничтожили его. Они сделали все возможное, чтобы потопить корабль». Что это означало – закладка заряда и его инициация изнутри или диверсия с многократными рейсами, ветеран «Гаммы» не сказал. Италия по-прежнему отрицает свое участие. История обрастает слухами и вымыслами. Умерли уже дети многих выживших на «Новороссийске» моряков. На сегодня это уже история. Была это ошибка при тралении бухты и разгильдяйство водолазов при изучении ила в месте стоянки или ошибка охраны рейда? Но в СССР в самой защищенной гавани погиб огромный корабль, и причина так и не была установлена. Неизвестный взрыв. Возможно мина, возможно и диверсия. Вот памятная доска морякам и положенные выплаты. Расследование закрыто.

Великий Київ у Google News

підписатися