«За два года существования мы организовали более 200 мероприятий и два полноценных курса «Журналистские расследования» и «Курс помощника народного депутата», который и самим депутатам было бы полезно пройти», — рассказывает «Большому Киеву» Николай Панченко, один из организаторов «Освітньої асамблеї», ставшей одним из победителей конкурса общественных проектов.
Молодежная политика
Среди 62 проектов, прошедших конкурсный отбор в рамках Бюджета участия, 18 имеют отношение к образованию. Большинство из них связаны с обустройством существующих учебных заведений компьютерными классами и ремонтом. Кроме «Освітньої асамблеї» привлечением молодежи к науке и образованию будут заниматься еще несколько инициатив — пространство Clever space для работы над городскими проектами, а также лаборатории Lampa и Fab Lab для воплощения в жизнь креативных технических идей.
При максимальном бюджете 1 млн гривен организаторы «Освітньої асамблеї» запросили 183 тысячи. По словам Панченко, у них не было цели «оторвать себе побольше», нужно было лишь закупить необходимые вещи для организации мероприятий. Кроме того, определенная материальная база у ребят уже имелась.
В 2017 году организаторы планируют провести больше дискуссионных клубов и семинаров для обучения молодых людей правильному использованию полученных знаний. «Каждый раз у нас примерно одинаковое количество посетителей, мы видим, что аудитория хочет ориентироваться в большом спектре вопросов. Наиболее популярные направления у нас – политика, история и социум», — отмечает Николай.
Если раньше наибольшим спросом пользовались темы саморазвития и мотивации, то на данный момент слушатели ими уже пресытились, отмечает в разговоре с «Большим Киевом» арт-директор одного из самых старых киевских креативных пространств Smart cafe BiblioTech Катерина Репич. «Сейчас самое главное — чтобы был максимум информации и минимум воды. Люди хотят конкретного применения своим знаниям. Поэтому у нас, например, лучше всего сегодня идет SММ, при этом в прикладном формате, а также бухгалтерские и юридические вопросы для стартаперов», — поясняет тенденцию Катерина.
Конкуренты не дремлют
Тематика мероприятий нового образовательного проекта «Экспертный корпус», работающего в формате интеллектуального клуба, — история, война, культура и социум. Активисты организовывают лекции, в том числе и для военных — служащих Национальной гвардии. «Для полного взаимопонимания между спикером и аудиторией стараемся привлекать специалистов с военным багажом. Хотим сделать исторические темы интересными для тех, кто «подписывался» воевать, а не сидеть за партой», — объясняет «Большому Киеву» один из организаторов Татьяна Швыдченко.
На данный момент мероприятия «Экспертного корпуса» в основном проводятся в существующих креативных пространствах, коворкингах и музеях, однако и от своего помещения организаторы бы не отказались. В текущем году проект собирается претендовать на свою часть Бюджета участия: пример «Освітньої асамблеї» сыграл свою роль.
«Образовательные программы очень нужны современной Украине. К счастью, у нас есть возможность пользоваться инновациями и нет необходимости прятаться в подполье, — говорит Швыдченко. — Только знания помогут нашей стране завершить капитальный ремонт».
Собеседница «Большого Киева» уверяет, что именно новый формат подачи традиционных тем позволяет привлечь широкую аудиторию к важным проблемам.
Можно ли заработать
Примеров успешно функционирующих креативных пространств, которые проводят большое количество образовательных мероприятий, в Киеве достаточное количество — «Часопис», Smart cafe BiblioTech, «Циферблат» и т.д. (подробнее см. наш материал «Как малый бизнес избегает потех»). Такие инициативы выгодны и с финансовой точки зрения, стоимость посещения одной лекции составляет 200-250 гривен, мастер-класса — от 400 до 500 гривен.
Однако новые молодежные образовательные площадки на получение прибыли не ориентированы. Основная цель — доступные бесплатные знания. «Наш единственный благотворительный взнос — это 15 гривен, которые тратятся на чай и печенье. Этот пункт в проекте мы прописать не смогли», — говорит Панченко.
По мнению Катерины Репич, бесплатный формат может послужить хорошим опытом и базой, однако в дальнейшем процент благотворительных мероприятий следует уменьшать. «Даже заплатив минимальную сумму, человек относится к материалу более серьезно, плюс отметается часть людей, которые пришли просто потусоваться», — заключает она.