Где в Киеве правит частнособственнический инстинкт

Автор: Сергей Семенов
16:12 31.10.2016

В списке киевских частных театров несколько десятков названий. У одних есть свое помещение, другие выступают на чужих площадках. Одни публикуют…
Читать дальше

Где в Киеве правит частнособственнический инстинкт

В списке киевских частных театров несколько десятков названий. У одних есть свое помещение, другие выступают на чужих площадках. Одни публикуют подробную информацию о театре, его труппе и репертуаре на сайте, другие – на страничке в социальных сетях. Объединяет их одно: они обходятся без бюджетный дотаций. Помогает им выжить готовность, помимо основной работы на сцене и за кулисами, исполнять другие, второстепенные роли, не связанные напрямую с искусством театра

На вопрос, может ли частный театр быть прибыльным, художественный руководитель и директор Центра искусств «Новый украинский театр» Виталий Кино отвечает: «Это крайне сложно. Нужно очень много работать и с уважением относиться к публике». Но и в этом случае речь идет не о чистой прибыли, а о выручке, которая позволяет Новому украинскому театру существовать уже 17 лет. При этом своя сценическая площадка (на правах аренды) появилась только в 2009 году. «Рискнули», – бросает Виталий Кино. Сейчас площадок уже две – верхняя сцена (36 зрительских мест) и нижняя (22 места). Небольшие, зато в самом центре Киева.  

Начиналось все, когда Виталий вел актерский курс в киевском колледже театра и кино (ныне не существующем). Преподаватель и студенты решили не расставаться после вручения дипломов и основали свой театр. Основу его репертуара составили четыре спектакля по пьесам Шекспира, Чехова, Карпенко-Карого и Кропивницкого, поставленные и сыгранные во время учебы. «Дальше, – рассказывает собеседник, – вливались новые дипломные спектакли, мы приглашали режиссеров, которые приходили со своими текстами».

Новый украинский театр, как утверждает его руководитель, «имеет свою художественную линию», которую можно трактовать как поиск золотой середины. «Жизнь сегодня сложная, и люди хотят, придя в театр, не думать о проблемах, а посмеяться», – объясняет Виталий Кино. При этом театр не ограничивается классикой, а ставит также пьесы новых украинских драматургов.

По словам Виталия, среди киевских театралов немало таких, которые предпочитают маленькие театры академической сцене. Именно они и составляют ядро аудитории Нового украинского театра, знают весь его репертуар, приводят своих друзей и знакомых, первыми покупают билеты на премьеры.

Утром – зайчик, вечером – Гамлет

Однако даже при наличии своих стойких поклонников Новый украинский театр не выжил бы без жесткого финансового менеджмента и уникального позиционирования. Центром искусств он называется не ради красоты, а потому что состоит из двух театров. Один для взрослых, второй – «Божья коровка» – для детей. Причем, по утверждению Виталия Кино, с экономической точки зрения больше выгоды приносит последний. «Чтобы наши актеры вечером вышли играть Шекспира, Чехова и Карпенко-Карого, им надо утром сыграть белочек и Дюймовочек, – объясняет он. – Утром ты зайчик, а вечером – Гамлет». Действительно, «Божья коровка» выступает в роли покровителя классики. Полный зал на детском утреннем спектакле дает возможность играть вечером даже для десяти зрителей. При этом цена детского билета по сравнению со стоимостью далеких от театра развлечений, которые предлагает детворе Киев, относительно невысока – 80 грн (взрослый билет стоит 120-150 грн). 

Еще одна важная сторона финансового менеджмента Нового украинского театра – экономия за счет совмещения должностей. «У нас, – делится Виталий Кино с «Большим Киевом», – актеры, помимо своей работы, выполняют еще кучу других функций. Один ведет сайт, другой занимается печатной рекламной продукцией, третий – поиском заказов. А художник по костюмам не только их шьет, но еще и выполняет работу администратора». Декорации в театре также стараются изготавливать самостоятельно, обращаясь к специалистам только в тех случаях, когда без них не обойтись.    

Ограниченность в средствах подталкивает и к поиску новых форм работы. Новый украинский театр открыл семейный театральный клуб для родителей с маленькими детьми. Раз в месяц на одной сцене организовывается программа для детей, в которую, помимо спектакля, входят развлечения и угощение, а на второй сцене в это же время играют спектакль для их родителей. Еще одна новая форма – организация праздничных мероприятий для взрослых. Если какая-то компания хочет устроить праздник из похода в театр, то здесь специально для нее могут организовать театральную вечеринку.  

Экономия не означает, что все декорации на сцене ограничиваются «тремя табуретками». Но определяет минимализм художественного оформления, что позволяет вывозить декорации на гастроли. Более того, если большие киевские театры ездят на гастроли в основном за средства принимающей стороны, то Новый украинский театр может поехать и за свой счет. Уже есть места, где театральная публика его хорошо знает и ждет, – например, Борисполь.

Меценатов и спонсоров у Нового украинского театра нет. «Мы всегда говорим, что наш лучший спонсор – это зрители, купившие билеты на наш спектакль», – заключает Виталий Кино.  

Классическая альтернатива

Многие киевские частные театры предпочитают называть себя альтернативными. Но в отличие от Запада, где этот термин подразумевает авангардные постановки для элитарного зрителя, в Киеве альтернативные театры преимущественно ставят либо классику, либо новых драматургов, работающих в традиционном ключе.

Дело в том, что во главе большинства киевских альтернативных театров стоят профессионалы старой школы. В частности, старейший театр «Браво» возглавляет заслуженный деятель искусств, бывшая актриса Киевского академического театра русской драмы имени Леси Украинки Любовь Титаренко.    

Среди таких театров есть и новые проекты, такие как Дикий театр, не имеющий собственной сцены. Его арт-директор Ярослава Кравченко работала раньше как в муниципальном Молодом театре, так и Национальном академическом театре имени Ивана Франко. Она называет принципы Дикого театра реакцией на то, как работают государственные театры. Поскольку они существуют в том числе за счет налогоплательщиков, то должны удовлетворять их духовные потребности. По словам Кравченко, они обязаны «четко следить за жизнью народа и поднимать важные для него темы. Но государственные театры – это, как правило, огромные по количеству людей, материальным ресурсам и прочему структуры, что делает их реакцию на такие темы замедленными. Мы же создали театр, который очень быстро реагирует на изменения в стране. Он предназначен не для развлечения зрителей, а чтобы провоцировать их думать и меняться».

Дикий театр еще называют проектным театром, поскольку в нем, как в бизнесе, для каждого нового театрального проекта создается своя постановочная и творческая команда. У него нет ни постоянного штата, ни текущего репертуара. Тем не менее в 2016 году Дикий театр участвовал в пяти фестивалях, а на его 25 спектаклях, сыгранных в разных местах, побывали 6 тыс. зрителей, заплативших за билет от 100 до 250 грн.

За эти деньги театр и существует. Плюс экономит за счет совмещения функций. «Я, например, – отмечает Кравченко, – и швец, и жнец, и директор, и пиарщик, и реквизитор, и полы мою. Актеры порой, перед тем как выйти на сцену, эту сцену еще и монтируют. Театры подобного формата существуют в первую очередь за счет энтузиазма».

Виталий Кино на вопрос «Большого Киева», хотел ли бы он, чтобы Новый украинский театр получил муниципальный статус, ответил, что не задумывался об этом. А то, что некоторые частные театры закрываются, объясняет так: «У частного театра должно быть две сверхзадачи. Первая – коммерческая. Вторая – творческая. Если же театр ставит перед собой цель сразу стать знаменитым, не думая о том, что для начала кто-то должен купить на его спектакли билеты, или, наоборот, хочет заработать деньги, махнув рукой на то, что ради этого надо играть, то в итоге он разваливается. А когда эти цели совпадают, театр работает».    

Великий Київ у Google News

підписатися