Где в Киеве отказывают тормозам

Автор: Максим Мухин
16:23 01.11.2016

В середине октября закрылся сезон уличных гонок на автодроме «Чайка». С каждым годом интерес к таким соревнованиям проявляют все больше…
Читать дальше

Где в Киеве отказывают тормозам
Світлодіодне освітлення

В середине октября закрылся сезон уличных гонок на автодроме «Чайка». С каждым годом интерес к таким соревнованиям проявляют все больше любителей скорости, но отсутствие поддержки на уровне спортивных федераций вынуждает их организовываться в клубы. Сами гонщики свои увлечения называют просто тусовкой, так как для спортивных достижений нужны большие капиталовложения. «Все началось с того, что я купил себе «Жигули» – свою первую машину – в довольно неплохом состоянии», – рассказывает «Большому Киеву» начинающий гонщик Евгений

«Потом увидел в интернете ролик, где ребята гоняются на так называемой советской классике, нашел компанию единомышленников. Сейчас строю потихоньку свой «болид», – продолжает он.

На сегодняшний день в столице популярны два основных направления: дрэг-рейсинг (drag racing) – гонка на максимальное ускорение по прямой и дрифт (drift) – управляемый занос автомобиля.

«Это большая тусовка, связь держим через социальные сети, в группах «Боевая классика» сообщается о предстоящих слетах или соревнованиях. В теплое время гоняемся на треке в Феофании, а зимой соревнуемся в дрифте на снегу со льдом. По другому покрытию советский автопром не дрифтует», – шутит он.

«Культура уличных гонок в Украине и Киеве начала формироваться сравнительно недавно, где-то в начале 2000-х. Если не ошибаюсь, то первые соревнования по дрифту прошли в Киеве в 2008 или 2009 году. Сейчас любители «пожечь резину» собираются на пустырях или промзонах с открытыми площадками, где можно потренировать управляемый занос. У кого денег больше, те заявляются на чемпионат по дрифту – каждый год проходит четыре зачетных этапа», – объясняет бывший участник соревнований, назвавшийся Андреем. По его словам, на подготовку машины требуются немалые капиталовложения, которые приходится делать самому пилоту. Если начальная подготовка «советской классики» обойдется в 10 тыс. грн, то затраты на иномарку могут составить те же цифры, но уже в долларах.

«В дрифте главный акцент делается на подвеске автомобиля, здесь большие скорости не нужны. В первую очередь больший выворот колес, блокировки дифференциала, гидравлические ручники. Другое дело дрэгрейсеры, там вложения могут быть бездонными», – заключает Андрей.

Максимальное ускорение

Если родиной дрифта называют Японию, то дрэг-рейсинг – это сугубо американское изобретение, которое получило свою популярность за океаном после Второй мировой войны. Здесь соревнуются в максимальном ускорении с места на прямом участке дороги. Традиционно длина участка равна четверти мили (402 м) или половине мили (804 м). В 2012 году в ДТП во время нелегальных гонок погиб чиновник Министерства экономического развития и торговли Сергей Чекашкин. Жертвами аварии стали также его пассажир и мотоциклист, объезжавший пробку, которая образовалась на месте происшествия. После этих событий страсть к нелегальным гонкам в Киеве поутихла, но уже в 2014-2015 годах рейсеры вернулись на дороги столицы. Излюбленными местами остаются Дарницкий мост, улицы Бориспольская, Богатырская, Вышгородская, проспект Бажана и Бориспольское шоссе.

«Это беспредел с перекрытием дорог, созданием пробок и опасностью для себя и других участников движения. При этом практически нет никакой ответственности. Даже в случае задержания участнику грозит административная ответственность за превышение скорости или создание аварийной ситуации. И то правонарушение еще нужно доказать», – утверждает организатор клуба «Drag Racing Киев» Александр Пешко.

По его словам, дрэг-рейсинг в Украине не получает поддержки, несмотря на то что входит в спортивные дисциплины Международной автомобильной федерации наряду с «Формулой-1».

«У меня все началось в начале 2000-х после фильма «Форсаж» про уличные гонки, быстрые красивые машины. Подумал: а почему не организовать у нас? В первый раз мы собрали 11 машин, а в последних сезонах собиралось 500-700 участников. Сам был пилотом, но сейчас отошел от этого, больше хочется покоя, поэтому сориентировался на организации», – добавляет Пешко.

Свои занятия клуб проводит на автодроме «Чайка», где проходят учебно-тренировочные сборы (УТС) и кубки Киева и Украины. В сезоне 2015 года УТС организовывались раз в неделю, в этом из-за высокой аренды – реже. По словам Пешко, организация одного УТС обходится от 35 тыс. грн. В эту сумму входит аренда трека, работа обслуживающего персонала, аренда скорой помощи, автомобиля сопровождения, разрешительные документы. При этом входной билет для участников стоит 120 грн, а для зрителей на трибунах – 60 грн.

«Это хобби, которое забирает кучу времени и средств. Но уже втянулся и бросать не хочется. Сказать, что это бизнес, язык не поворачивается, как в анекдоте «бизнес по-русски». На открытие сезона в прошлом году мы собрали хорошую кассу, но денег не хватило даже до середины сезона. У нас в команде клуба 36 человек. Помимо оплаты всех аренд, им нужно также платить зарплату. Энтузиазм – это хорошо, но работа каждого должна оплачиваться. А это и охрана, и механики, которые проводят контроль технического состояния, обслуживающий персонал», – сетует Пешко, уточняя, что на организацию уходят собственные или привлекаемые от спонсоров средства.

Cкорость – деньги

«Это очень дорогое увлечение, заработать на нем вряд ли получится. Единственный выход – если ты показываешь хорошие результаты и тебя увидит спонсор, который будет вкладывать в тебя деньги. А так это просто баловство. Бывает, на «нелегалы» приезжают богатые дядьки, например, на Porshce или Ferrari. Вот они могут между собой устроить пари на пару сотен баксов, кто победит. Других денег в этом нет, как правило, заранее известно, кто на чем приехал и кто победит в заезде. Это больше тусовка», – объясняет «Большому Киеву» дрэгрейсер Макс.

По наблюдениям Пешко, возраст дрэгрейсеров составляет от 18 до 45 лет, среди них около пяти процентов женщин. Бюджеты на «строительство» своего болида ограничены только собственными возможностями. В соревнованиях по дисциплине участвует восемь классов автомобилей.

«Например, если машина проезжает четверть мили за 17 секунд, то для 15 секунд нужно вложить тысячи долларов, а каждая последующая секунда обойдется в пять, десять, двадцать тысяч долларов», – делает подсчеты Пешко.

К слову, мировой рекорд в дрэг-рейсинге был установлен в 2015 году в США. Nissan GT-R проехал четверть мили за 7,49 с. Предыдущий рекорд, зафиксированный годом ранее, составлял 7,7 с. 

На двух колесах

«Бывает, собираемся на «Чайке» или в Феофании. Иногда проводим совместные мероприятия с дрэгрейсерами или дрифтерами. Но чаще просто собираемся на тусовку. Есть безголовые, которые устраивают уличные гонки. Но они, как в анекдоте, каждый раз новые. Мотоцикл – это для души и мобильности передвижения, а если хочется скорости, то милости просим на специальные треки», – отмечает Сергей Пащенко, который ездит на спортивном байке более семи лет.  

В Киеве около десятка мотошкол, где научат управляться с мотоциклом, в том числе в городских условиях. Профессиональных спортивных мотошкол и того меньше. Специалисты объясняют это низким спросом и относительно высокой стоимостью мототехники.

«Да какие здесь деньги? Вот смотрите: снег, ветер, а я, мастер спорта международного класса, участник командных чемпионатов мира и Европы, победитель и призер международных соревнований, в эту погоду вместе с мальчишками на треке. Стоимость одного урока в Киеве от 300 грн до 1 тыс. грн, но желающих заниматься мотоспортом  все меньше и меньше», – делится с «Большим Киевом» проблемами руководитель мотошколы EMS Анатолий Ефимов.

По его словам, на соревнования по шоссейно-кольцевым гонкам приезжает 60 гонщиков в разных классах мотоциклов. Занятия проходят на специально оборудованных треках в Феофании, Пирогово или на «Чайке».

Великий Київ у Google News

підписатися