Инициатива переноса офиса президента Украины в Украинский дом наделала немало шуму – «это же будут пробки на Крещатике», «какая такая пешеходная зона на Европейской площади», «а где все будут парковаться», и вообще «Киев весь встанет». Если проанализировать детальные материалы, последовавшие за обрывками презентаций, можно с уверенностью сказать, что паника была преувеличена.
Однако эта история может стать катализатором преобразований Европейской площади, которая на сегодня практически мертва. Огромное автомобильное поле отрезает от «городской ткани» Крещатика и филармонию, и кукольный театр, и парламентскую библиотеку, и ту же Арку дружбы народов со знаменитым «стеклянным» мостом. «Большой Киев» разбирался, как же может измениться площадь в случае переезда офиса президента и как ее оживить уже с пользой для города.
«Мертвая» Европейская площадь
Тема пешеходного пространства на Европейской площади перед Украинским домом, куда, возможно, переедет офис президента, похоже, всколыхнула дискуссии намного больше, чем сама идея переехать с Банковой. Кто-то предрекает транспортный коллапс – ведь это большой перекресток, сюда сходятся потоки машин с Подола, Крещатика, улицы Грушевского и Парковой дороги. «А-а-а, все станет!»
Однако это заставило вспомнить и о том, что сейчас Европейская площадь не особо дружественна для пешеходов, которых в центре всегда много. Огромный по площади перекресток не только визуально отделяет от Крещатика множество потенциально интересных объектов – для маломобильных групп населения подземные переходы без каких-либо лифтов или пандусов становятся непреодолимой преградой без сторонней помощи. А длинный переход без какой-либо «жизни» непривлекателен едва ли не для большинства пешеходов.
Европейская площадь далеко не всегда была мертвым автомобильным полем – до 1978 года сюда с Подола ходил трамвай, пассажиры которого высаживались посредине площади. Отсутствие здесь метро и важных остановок общественного транспорта – еще одна причина низкой популярности площади. Троллейбусную линию по Крещатику и дальше по улице Грушевского на Печерск ликвидировали еще в начале 2000-х, а интенсивность движения автобусов невелика.
Третья причина низкой посещаемости площади – полное отсутствие торговли. Исторически Крещатик – это торговая улица, ключевыми объектами в этой сфере являются Бессарабка, ЦУМ (раньше) и магазины на первых этажах нечетной стороны Крещатика, со временем к ним добавились подземные комплексы «Глобус» на Майдане. Но дальше – все, почти никакой торговли, как и сфера общественного питания сходит на нет. Элементарно: на Европейской площади негде купить воды, а все обслуживание за ней, со стороны парка, – разве что уличные лотки.
Не секрет, что на Крещатике много приезжих, туристов и праздно гуляющих, а для них важно как наличие мест общественного питания и хотя бы элементарной торговли, так и удобство и привлекательность маршрута. В результате на Европейской площади неудобно как передвигаться, так и находиться – и теряют в привлекательности расположенные здесь заведения.
Есть на Европейской площади и в прямом смысле мертвые объекты. Самый известный – «выбитый зуб Крещатика», пустырь на месте снесенного еще Александром Омельченко довоенного здания № 5. Оно стояло на старой «красной линии» и частично перекрывало перспективу в сторону Арки дружбы народов и простора Днепра. На самом деле снесли не все здание – часть в глубине участка осталась (например, здесь размещается ТРК «Киев»), часть стоит полузаброшенная.
Рядом – скандально известный «адрес» Грушевского, 4б, старинная трехэтажная усадьба, которую активисты отстаивают, а застройщики пытаются снести. Здание много раз горело, здесь обустраивали сквот, Утрачена и существовавшая здесь система лестниц и переходов, которыми можно было спуститься от нынешнего Октябрьского дворца к Европейской площади – холм сейчас также заброшен и непроходим.
Ну а если смотреть шире – то налицо проблема неразрывного огромного квартала между Аллеей Небесной сотни, улицами Крещатик, Грушевского и Садовой, в котором расположен комплекс Кабмина. Квартал 700 на 200 метров нехарактерен для центра города и создает преграду, Художественный музей оказывается вовсе в «медвежьем углу». Так, с верхнего выхода из станции метро «Крещатик» до музея меньше 200 метров по прямой, тогда как «увлекательное» пешее путешествие по периметру квартала – порядка километра…
Оживить «Европейку»: от проблем в возможностям
Центр города должен быть максимально человечным – удобным для самых разных категорий населения, ведь здесь расположены учреждения, куда приезжают люди со всей страны, туристы из заграницы. Город для людей – это городское пространство, удобное в первую очередь для пешеходов, но это далеко не означает, что нужно просто перекрыть движение.
Наземные переходы в центре вместо подземных – первое, простое, но очень важное решение. Согласно новым строительным нормам, подземные переходы необходимы только на магистралях безостановочного движения (без светофоров), а также на выходах из метро и скоростного трамвая. На Европейской площади – светофорное регулирование, и если постараться, то можно вполне пропустить людей по площади наземными переходами.
Также стоит пересмотреть существующие наземные переходы внизу улицы Грушевского. Ближе всего к Европейской площади на длиннющем переходе через восемь полос недавно сделали островок безопасности, однако светофора здесь нет и если пешеходов много – движение тормозится. Если бы существовал наземный переход непосредственно на Европейской площади, этот можно было бы закрыть, и проезд на Парковую дорогу был бы свободней.
Дальше по улице – мемориальный островок безопасности времен Революции достоинства, с которым так и не разобрались что делать. Он обведен разметкой, однако безопасно подойти к нему и почтить память героев революции невозможно – следующий наземный переход расположен через 30 метров выше. Резонно было бы пустить людей как раз через мемориальный островок – это позволило бы его узаконить, а также свести все переходы на Т-образный перекресток, где нужен светофор.
Сама проезжая часть Европейской площади может быть компактнее. По оценкам транспортного эксперта Виктора Петрука, под публичное пространство можно освободить площадь, эквивалентную половине футбольного поля. Ранее предполагалось «отрезать» часть автомобильного поля со стороны филармонии, что было логичнее, но переезд офиса президента может изменить концепцию площади. Бессмысленная клумба посередине, куда не попасть, – остатки кругового движения, такая же бесполезная конструкция есть на площади Льва Толстого.
Также, если говорить о доступности для маломобильных групп населения, то можно сделать второй вход в Парламентскую библиотеку со стороны склона – пандус можно завести даже на второй этаж, к читальным залам. С кукольным театром и музеем воды тяжелей – расположение на холме откровенно отпугивает, возможно, стоит задуматься об общественном эскалаторе на холм.
Проблему доступности площади к общественному транспорту, а также связности городского пространства может решить система проходов, лестниц и эскалаторов для связи с верхним выходом со станции метро «Крещатик». Шанс на это дает будущее строительство музея Революции достоинства – пока здесь котлован. Хорошо бы сделать из него выход к нижней части улицы Грушевского – там в конце Музейного переулка как раз расположено здание Государственной службы по делам ветеранов войны и участников АТО. Связать эти два объекта – более чем логично, и это была бы хорошая связь с метро для Художественного музея и стадиона «Динамо».
А вот на пустыре по улице Крещатик, 5 вместо офисного небоскреба куда лучше смотрелся бы якорный торгово-развлекательный центр, который обслуживал бы посетителей окрестных общественных заведений (филармония, кукольный театр, смотровая площадка у Арки дружбы народов и «стеклянный мост», Музей воды, Художественный музей и другие).
Этот ТРЦ мог бы поглотить и старинные дома за отелем «Днепр», который явно требует реновации и морально устарел. Нужно решить также вопрос парковки для отеля – то, что сейчас он арендует тротуар под парковку, откровенная дикость. В ТРЦ неплохо бы разместить и якорный детский супермаркет – и как дополнение к кукольному театру, и как уникальность, чтобы не просто повторять ассортимент ТРЦ на окраинах. Все же Крещатик – торговая улица, и эту функцию стоит «довести» до Европейской площади и вывести посетителей в парки.
Операция «Переезд»: а что же офис президента?
Значение потенциального влияния переезда офиса президента в Украинский дом явно переоценено. Причиной тому, может, восприятие еще администрации президента как некоего зловещего «Замка Кафки» у Дома с химерами, мрачного высоченного здания, над которым обязательно должны летать черные вороны… На самом деле ключевой вопрос – обеспечение безопасности, а это уже оценка проекта компетентными специалистами Управления государственной охраны.
«Проблема» площадки для митингов перед Украинским домом не особо стоит – на сегодняшний день здесь вполне может разместиться до 5000 человек, а если расширить пешеходную зону на те самые пол футбольного поля, то и все 20 000, больше людей собиралось только на Майданы. Но и в таком случае – если Европейскую площадь перекроют полностью – коллапса не случится.
По оценкам Виктора Петрука, полное перекрытие Европейской площади (а значит, прилегающих магистралей) приведет в целом для города к увеличению пользования личным транспортом на 1,1%, уменьшению средней скорости на 1,7%, увеличению времени поездки на 2,7% и росту стоимости транспортных потерь на 2,7%. Суммарно за год транспортные потери могут составить 1,6 млрд грн, или 0,23% валового регионального продукта. В неделю же это – «всего» 31 млн грн, на время фестивалей площадь можно было бы перекрывать хоть сейчас, выторг был бы больше.
Страхи о парковочном коллапсе также надуманы – а где на Банковой сейчас огромная парковка? В самом здании Украинского дома архитекторы планируют обустроить паркинг на 100 машино-мест за счет переоборудования подземного технического этажа – здесь сейчас старое и габаритное оборудование. Также 34 места должны появиться в небольшой достройке на заднем дворе комплекса – для посетителей.
Без паркинга на самом деле сейчас «живут» и Верховная Рада, и Верховный суд в Кловском дворце. КЦ «Парковый», знаменитая «вертолетная площадка Януковича», также не имеет парковки, машины теснятся на тротуарах. Проблему парковки можно было бы решить в рамках того же ТРЦ в начале Крещатика, а если предположить, что он бы поглотил отель «Днепр», то можно было бы и снизить риски для кабинета президента. Вместо многочисленных окон номеров отеля – фасад общественного здания, с минимумом «окон напротив».
Сама же идея переезда офиса президента на Европейскую площадь не самая плохая и имеет свои плюсы. Мы настолько привыкли ненавидеть власть, что хотели бы выселить «их» куда-то в промзону или вообще в аэропорт,, но можно ли тогда ожидать публичности этой самой власти? Ведь если президент, премьер, депутаты ходят по тем же улицам, посещают те же магазины и кафе, находятся в том же городском пространстве – и общество становится демократичней.
Украинский дом как здание требует переосмысления функции, ведь когда он перестал быть музеем Ленина, он так и «не нашел себя». Выставки-ярмарки, какие-то офисы, пресс-центр – наверное, слишком «мелко» для такого здания в начале главной улицы страны. Украинский дом был одним из объектов Революции достоинства, в рамках международного конкурса «Территория достоинства» его выделили в отдельную проектную номинацию, но решение так и не нашли: музей Революции достоинства будет не здесь.
Вопросов еще много, и явно одним проектом переобустройства Украинского дома не обойтись. Например, что касается официальных приемов и международных встреч – в ведении Государственного управления делами есть и Мариинский дворец, реставрацию которого наконец недавно завершили. Вполне удобное место для приемов на высшем уровне, встреч международных делегаций – ну а на Европейской площади рабочий офис и центр работы с гражданами.
Стоит проанализировать, насколько есть смысл переделывать в Художественный музей нынешнее здание на Банковой. Может, наоборот, туда, в классическое здание с кабинетной планировкой, перевести отель «Днепр», а вместо нынешнего отеля построить многофункциональный комплекс не только с паркингом и ТРЦ, но и с площадями для экспозиций Художественного музея, «вытянуть» музей на площадь… Возможностей для интегрированного пространственного перепланирования здесь очень много.
Очевидно, что Европейская площадь морально устарела, а территории вокруг не самые активные в городе. Нам нужна дискуссия о ее будущем, о развитии окрестных кварталов – и идея переноса сюда офиса президента может стать катализатором для ее начала. Но это уже не задача государственной власти, а города и горожан. Чтобы чувствовали себя столичными жителями и гордились главной улицей страны.