Электронный билет. Первый месяц работы системы в тестовом режиме

Автор: Константин Симоненко
14:03 18.03.2019

По состоянию на 15 марта киевляне 122 573 раз воспользовались электронным билетом. Однако эта цифра могла быть гораздо больше, если…
Читать дальше

Электронный билет. Первый месяц работы системы в тестовом режиме Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Світлодіодне освітлення

По состоянию на 15 марта киевляне 122 573 раз воспользовались электронным билетом. Однако эта цифра могла быть гораздо больше, если бы не технические сбои и прочие проблемы, с которыми столкнулись пассажиры. «Большой Киев» собрал основные вопросы, которые возникают у тех, кто хочет ездить в столичном транспорте по Kyiv smart card.

Окончательно все должно заработать 1 ноября 2019 года, когда завершится опытная эксплуатация системы.

Проездная путаница

Когда в феврале киевляне получили возможность попробовать в опытной эксплуатации е-билет, все казалось довольно просто: приложил специальную карточку к валидатору в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая (по аналогии с зелеными карточками в метро) и катайся на здоровье.

Но на деле все оказалось несколько сложнее и запутаннее. Первыми всполошились пенсионеры и льготники, для которых проезд в городском транспорте бесплатен. Их обязали прикладывать к валидаторам Карточку киевлянина. Поскольку это банковская карта, с которой могут быть списаны деньги, их страхи вполне понятны. К счастью, ситуация довольно быстро разъяснилась – деньги не списываются, а прикладывать карту надо для учета льготников, чтобы знать, сколько денег из городского бюджета выделять на дотации КП «Киевпастранс».

Карточка киевлянина в некоторых случаях работает как проездной. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Как сообщил директор департамента социальной политики КГГА Юрий Крикунов, льготники столицы неограниченно могут пользоваться правом на бесплатный проезд в общественном транспорте на основании Карточки киевлянина.

В то же время, как сообщают в КГГА, те, кто работает в Киеве, но не имеет льгот, также могут оформить Карточку киевлянина за 120 грн в Ощадбанке и пользоваться ею для оплаты проезда.

При этом в метрополитене Карточка киевлянина полностью повторяет функцию «зеленой карты» метро (стоит 15 грн). Точно так же на кассе ее можно пополнить на 50 поездок со скидкой. С той лишь разницей, что Карточка киевлянина используется только на желтых турникетах.

Что касается поездок в наземном транспорте, то формально возможность использования Карточки киевлянина для оплаты проезда существует. Как свидетельствуют отзывы некоторых пассажиров, ее можно пополнить, например, через электронный кабинет владельца. Но загвоздка в том, что

на валидаторе, когда прикладываешь карточку, высвечивается «неизвестная карта» т. е. пополнить можно, а пользоваться нет. Причем деньги за проезд в метро фиксируются на Карточку киевлянина отдельно от поездок на другом транспорте.

Проблемы пока могут возникать там, где их меньше всего ждешь. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Причина этих проблем, очевидно, кроется в том, что у всех систем разные разработчики. Карточку киевлянина выпускает Ощадбанк, проездной в метро – КП «Киевский метрополитен», а системой е-билета в городском транспорте занимается КП «Главный информационно-вычислительный центр» (ГИОЦ).

ГИОЦ, в частности, отвечает за выпуск Kyiv smart card – транспортной карты синего цвета, которая, по идее должна объединять функционал двух других: держать деньги на счету в «кошельке» для дальнейшей оплаты поездок или сразу купить нужное количество поездок. Плюс есть возможность отслеживать свои траты через историю поездок в личном кабинете. Стоит это удовольствие 50 грн.

Трудности реализации

Именно с разрекламированной Kyiv smart card связано больше всего проблем. Уже к середине февраля больше 1300 единиц наземного коммунального транспорта оборудовали валидаторами, а в 68 вестибюлях метро модернизировали 76 турникетов (на них есть специальные надписи Kyiv smart card). Система должна работать во всех видах общественного транспорта, кроме маршруток. Однако, некоторые киевляне жалуются, что на станциях городской электрички этот сервис не работает.

Нет пока валидаторов только на линии скоростного трамвая (в салоне трамвая и на остановках, где нет турникетов), что делает невозможной полноценное использование е-билета. Как поясняют разработчики системы, до конца периода опытной эксплуатации все незарежимленные станции будут оборудованы местами для регистрации электронных билетов. Поэтому пока советуют пользоваться обычными бумажными талончиками.

Но самих карт тоже почему-то не хватает. То и дело в соцсетях появляются жалобы о невозможности купить смарт-карту или билет с QR-кодом.  Напомним, они должны продаваться в кассах метро на станциях «Майдан Незалежности», «Крещатик», «Театральная», «Арсенальная», «Лесная», «Академгородок», «Почайная», «Теремки», «Выдубичи» и «Сырец».

А также в Т-киосках (где продают сигареты, напитки и проч.) Их карту расположения можно посмотреть здесь.

Со временем их будут отпускать также через автоматы самообслуживания от ГИОЦ.

В таком автомате можно будет купить транспортную карточку. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

После этого надо обязательно активировать карту. Для чего нужно зайти на портал kievcity.gov.ua в свой личный электронный кабинет и в разделе электронный билет зарегистрировать карту. То есть нужно сначала пройти регистрацию на сайте, а потом уже регистрировать свою карту.

Двойное списание

Как показала практика, функция «кошелька» в Kyiv smart card на данном этапе лишь сбивает с толку пользователей. Только пополнив счет, они понимают, что купить поездки со скидкой уже не выйдет – надо было сразу не пополнять карту, а покупать поездки – чем больше, тем дешевле. То есть после пополнения кошелька карты купить поездки по 6,5 грн нельзя, а только рассчитываться по 8 грн, что теряет всякий смысл наличия такого кошелька.

Новая транспортная карта таит в себе немало сюрпризов

Поэтому разработчики пока убрали функцию пополнения кошелька, обещая все доработать и вернуть ее позднее.

Пополнить карту можно не только через личный кабинет или кассы метро. Как сообщил директор департамента информационно – коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров, это можно сделать также в терминалах самообслуживания Ibox, EasyPay, 2click и при помощи чат-ботов KyivMetroBot и KyivPayBot.

При этом проблемы возникают как во время списания денег за поездку. Кому-то не удается заплатить за товарища (купить второй билет система пока не дает), а у кого-то из-за сбоя дважды списывается сумма за одну поездку.

Причем в ГИОЦ отвечают, что для возврата переплаченных денег нужно лично явиться на ул. Космическую, 12а с целым ворохом бумаг и написать заявление на возврат. При этом надо предъявить удостоверение личности, свой идентификационный код и реквизиты банка, куда вернуть средства (МФО, ОКПО, номер карты). Видимо, в расчете на то, что человек не станет ради 6,5 грн или 8 грн тратить в два-три раза больше на дорогу, не считая потерянного времени.

транспорт
Чтобы вернуть свои деньги придется изрядно поколесить по городу. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Только самым активным пользователям соцсетей, «в порядке исключения», работники ГИОЦ готовы вернуть деньги без личного посещения.

Любопытно, что вернуть карту стоимостью 50 грн назад, как проездной в метро, не получится. Хотя распоряжение КГГА № 1887 от 22 октября 2018 года, которым утвержден порядок функционирования автоматизированной системы оплаты проезда в городском транспорте Киева дает такую возможность. Здесь опять-таки придется побегать на ул. Космическую с заявлением на возврат и не факт, что у вас все получится.

Что делать, если что-то не работает

Наконец, нельзя обойти вниманием контрольную часть системы. Например, не работает валидатор в салоне автобуса. В КГГА рекомендуют обращаться к водителю или по номерам телефонов, указанных на информационных наклейках. Если водитель не реагирует, то следует пожаловаться в КП «Киевпастранс», указав номер маршрута, время и бортовой номер машины.

Первопроходцы этой процедуры утверждают, что «Киевпастранс» и ГИОЦ просто переводят стрелки друг на друга, а вопрос по существу не решается.

Впрочем, если валидатор не работает, то значит и контролер не сможет к нему подключиться и проверить факт оплаты. Точно так же, как и в случаях, когда подходит кондуктор или контроллер (без средства бесконтактной проверки карты – ридера). Показываете карту и говорите, что проезд оплачен. А то, что они не могут это проверить – их проблемы. Как правило, контролеры идут дальше.

Великий Київ у Google News

підписатися