Е-билет в транспорте Киева: что и как уже работает

Автор: Наталья Мазур
14:02 25.02.2019

Столичный общественный транспорт переживает серьезные трансформации: власти внедряют автоматизированную систему оплаты проезда. Ее тестирование началось еще минувшей осенью, но возможность…
Читать дальше

Е-билет в транспорте Киева: что и как уже работает Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Світлодіодне освітлення

Столичный общественный транспорт переживает серьезные трансформации: власти внедряют автоматизированную систему оплаты проезда. Ее тестирование началось еще минувшей осенью, но возможность опробовать новые способы расчета в автобусах, троллейбусах и трамваях киевляне получили только в феврале.  «Большой Киев» собрал всю полезную информацию о том, как на сегодняшний день работает е-билет.

Тестирование новой автоматизированной системы оплаты проезда, согласно распоряжению КГГА, будет продолжаться до конца октября 2019 года. Поэтому нужно понимать, что до этого времени не исключены всевозможные проблемы и недочеты. Также следует обратить внимание на то, что оператором новой системы является не КП «Киевпастранс», а КП «Главный информационно-вычислительный центр».

Поэтому не стоит удивляться, что кондукторы чего-то не знают, или без разбора обвинять во всех грехах сотрудников транспортного предприятия.

Оператором новой системы является не КП «Киевпастранс», а КП «Главный информационно-вычислительный центр». Именно в ГИВЦ открыли «горячую линию» по работе е-билетами – задавать вопросы, оставлять замечания рекомендуют по телефону службы поддержки (044)-366-55-55 и по электронной почте [email protected]

Именно в ГИВЦ открыли «горячую линию» по работе е-билетами – задавать вопросы, оставлять замечания рекомендуют по телефону службы поддержки (044)-366-55-55 и по электронной почте [email protected]. На сегодняшний день в городских трамваях, троллейбусах и автобусах действуют как старые способы оплаты (разовые билетики, проездные), так и новые. Это транспортные карты Kyiv smart card и билеты с QR-кодом – бумажные или отображающиеся в смартфоне.

е-билет, электронная карточка, Kyiv smart card
Так выглядит новая транспортная карточка

Где покупать и пополнять

Новые транспортные карточки синего цвета уже сейчас можно купить в метро.  Правда, пока только на десяти станциях. Это центральные «Крещатик», «Театральная», «Майдан Незалежности», «Арсенальная»,  отдаленные и конечные  – «Академгородок», «Лесная», «Теремки», «Выдубичи», «Сырец» и «Почайна».

Новые транспортные карточки синего цвета уже сейчас можно купить в метро

Вскоре продажу таких карт обещают начать и на всех остальных станциях столичного метрополитена.  Кое-где уже устанавливают специальные автоматы – к примеру, мы их заметили на «Вокзальной», «Демеевской» и других. Заплатить за карточку нужно 50 грн, и это не залоговая стоимость, как в случае с картой метрополитена. Так что вернуть ее обратно, получив назад деньги, не получится. По данным департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА, пополнить smart card можно в кассах вышеупомянутых станций, а также в терминалах iBox. С 19 февраля сделать это можно и с помощью терминалов самообслуживания EasyPay (таких в городе 1800).  В них можно приобрести и разовые билеты с QR-кодом, срок действия которых, по официальной информации, составляет 15 дней.

автоматы по продаже транспортных карточек
В метро устанавливают автоматы по продаже транспортных карточек. Фото: Константин Ильянок

Пополнить транспортную карточку и приобрести QR-билеты можно и в личном кабинете киевлянина на портале my.kyivcity.gov.ua.  Тут может зарегистрироваться любой желающий.

Пополнить транспортную карточку и приобрести QR-билеты можно и в личном кабинете киевлянина на портале my.kyivcity.gov.ua

В разделе eticket многоразовый «проездной» для начала нужно зарегистрировать  – на каждой карте есть индивидуальный номер и пин-код. Стоимость одной поездки, как и в метро, зависит от количества купленных. «Если пассажир приобретает 1-9 поездок, то каждая обойдется в 8 гривен, при покупке 50 и больше – по 6,5 грн», – говорят в КГГА.

Замечания от пользователей:

  • в личном кабинете сэкономить можно только при покупке в разделе «Разовые поездки». Если же просто пополнить «Кошелек» карточки на 325 грн, то за каждую поездку все равно будет снимать 8 грн;
  • в последнее время на некоторых станциях метро кассиры отказываются продавать или пополнять транспортные карты «по техническим причинам»:
  • стоимость транспортной карты довольно высокая и ее нельзя вернуть в случае ненадобности. С другой стороны, есть и плюсы: поездки не пропадают при утере карточки – их можно в личном кабинете перезаписать на новую.
е-билет
Карточку можно зарегистрировать и пополнять в личном кабинете, здесь же продаются разовые билеты. Скрин с сайта my.kyivcity.gov.ua

Как пользоваться и кто контролирует

По словам директора департамента информационно-коммуникационных технологий Юрия Назарова, все салоны наземного транспорта, а это более 1300 единиц, уже оснащены специальными оранжевыми валидаторами, к которым и нужно прикладывать карточки или новые билеты с QR-кодом.

На работающих устройствах написано «Піднесіть картку», но в некоторых салонах автобусов и троллейбусов до сих пор встречаются и неработающие валидаторы с надписью «Система зачинена». В КГГА уверяют, это не массовые, а индивидуальные случаи. Чтобы заплатить за проезд, нужно поднести билет или карточку к валидатору и дождаться надписи «Квиток дійсний». Работает е-билет и в метро –  турникеты, считывающие карту, обозначены надписью Kyiv smart card. По одному-два таких есть уже на каждой станции. 

е-билет
На всех станциях метро уже есть турникеты, считывающие Kyiv smart card. Фото: Константин Ильянок

Горожане новыми способами оплаты в общественном транспорте довольно активно пользуются, и многие довольны. «По состоянию на 22 февраля е-билетом воспользовались уже 28 тысяч раз», – говорят разработчики системы. Но в эксплуатации тоже есть нюансы, которые волнуют пассажиров. К примеру:

  • валидаторы в автобусах, троллейбусах и трамваях расположены не при самом входе у дверей, а в середине салона. Так что в забитом транспорте добраться до него проблематично. Можно, конечно, пустить карту по рукам и попросить зарегистрировать поездку других пассажиров, но это уже на свой страх и риск;
  • некоторые валидаторы не распознают QR-коды с телефона, да и распечатанные билеты пока не всегда срабатывают. Увы, чтобы обменять такой нужно, по словам жителей, ехать лично в ГИВЦ на ул. Космическую;
  • транспортная карточка по-разному ведет себя при повторном прикладывании в одном и том же салоне. Одни пассажиры говорят, что валидатор показывает, оплачена ли поездка. Другие – что деньги списываются еще раз.

Отметим, что контроль за оплатой поездок сотрудники «Киевпастранса» будут осуществлять с помощью специальных устройств. Такие «ридеры» уже закуплены, но в руках у контролеров или кондукторов пока пассажиры их не видели. Поэтому иногда на этой почве также возникают конфликтные ситуации.

е-билет
Карточки и билеты нужно прикладывать к валидаторам в салонах. Фото: Константин Ильянок

Власти обещают, что вскоре перечень мест, где можно будет приобрести и пополнить е-билет, будет расширен. В будущем обещают внедрить также специальные мобильные приложения и оплату проезда с помощью обычной банковской карты. Кстати, уже на ближайшей сессии Киеврады 28 февраля депутаты планируют рассмотреть проект решения об утверждении новых «Правил проезда в общественном транспорте». В них в том числе прописаны и принципы использования новой автоматизированной системы оплаты проезда.

Как и зачем считают льготников

Льготники, официально зарегистрированные в столице, с января должны регистрировать свои поездки в общественном наземном транспорте с помощью Карточки киевлянина. Ее также нужно приложить к валидатору в салоне. Деньги при этом с карточки не списываются, а количество поездок для льготников на сегодняшний день не ограничено. Отметим, что пока валидируют Карточки киевлянина далеко не все. Кроме того, открытым остается вопрос с регистрацией поездок тех пассажиров, которым льготы представлены не на местном, а на государственном уровне. К примеру, это пенсионеры из других городов, участники боевых действий. Пока они ездят в наземном транспорте по предъявлению удостоверений, а значит, в системе никак не идентифицируются. Как известно, «Киевпастрансу» за перевозку льготников деньги компенсируют из горбюджета, в 2018 году эта сумма составила 1,2 млрд грн. Но на сегодняшний день статистика получается не совсем точной. 

е-билет
Местные жители, имеющие льготы, должны регистрировать в транспорте свои Карточки киевлянина. Фото: Константин Ильянок

Возможно, проблема решится, когда будет внедрена монетизация льгот. 19 февраля был зарегистрирован проект распоряжения КГГА, согласно которому ежемесячная выплата наличными определенным льготным категориям будет составлять 240 грн – этих денег хватит лишь на 30 поездок. То есть люди будут получать деньги на свои карточки, но в транспорте платить на общих основаниях. (Напомним, с 1 марта уже  монетизируют субсидии на коммуналку: жители будут получать деньги, но платить в полном объеме).  Впрочем, пока распоряжение о монетизации льгот на проезд не утверждено, так что все остается по-старому. «Сегодня льготники столицы могут пользоваться правом на бесплатный проезд в неограниченном количестве, то есть осуществлять столько поездок, сколько считают нужным. Городская власть не принимала решения о монетизации льгот на проезд, поэтому пока в силе действующий механизм, который применяется в столице для возмещения льгот на проезд в муниципальном транспорте», – заверил директор департамента соцзащиты Юрий Крикунов.

Ездят бесплатно в транспорте и столичные школьники. Как же решится вопрос с такими пассажирами? Согласно распоряжению КГГА, им до 30 октября 2019 года, то есть до конца тестирования системы, должны выдать специальные персональные карточки ученика, которые также нужно будет регистрировать в транспорте.

Великий Київ у Google News

підписатися