Столичный общественный транспорт переживает серьезные трансформации: власти внедряют автоматизированную систему оплаты проезда. Ее тестирование началось еще минувшей осенью, но возможность опробовать новые способы расчета в автобусах, троллейбусах и трамваях киевляне получили только в феврале. «Большой Киев» собрал всю полезную информацию о том, как на сегодняшний день работает е-билет.
Тестирование новой автоматизированной системы оплаты проезда, согласно распоряжению КГГА, будет продолжаться до конца октября 2019 года. Поэтому нужно понимать, что до этого времени не исключены всевозможные проблемы и недочеты. Также следует обратить внимание на то, что оператором новой системы является не КП «Киевпастранс», а КП «Главный информационно-вычислительный центр».
Поэтому не стоит удивляться, что кондукторы чего-то не знают, или без разбора обвинять во всех грехах сотрудников транспортного предприятия.
Оператором новой системы является не КП «Киевпастранс», а КП «Главный информационно-вычислительный центр». Именно в ГИВЦ открыли «горячую линию» по работе е-билетами – задавать вопросы, оставлять замечания рекомендуют по телефону службы поддержки (044)-366-55-55 и по электронной почте [email protected]
Именно в ГИВЦ открыли «горячую линию» по работе е-билетами – задавать вопросы, оставлять замечания рекомендуют по телефону службы поддержки (044)-366-55-55 и по электронной почте [email protected]. На сегодняшний день в городских трамваях, троллейбусах и автобусах действуют как старые способы оплаты (разовые билетики, проездные), так и новые. Это транспортные карты Kyiv smart card и билеты с QR-кодом – бумажные или отображающиеся в смартфоне.

Где покупать и пополнять
Новые транспортные карточки синего цвета уже сейчас можно купить в метро. Правда, пока только на десяти станциях. Это центральные «Крещатик», «Театральная», «Майдан Незалежности», «Арсенальная», отдаленные и конечные – «Академгородок», «Лесная», «Теремки», «Выдубичи», «Сырец» и «Почайна».
Новые транспортные карточки синего цвета уже сейчас можно купить в метро
Вскоре продажу таких карт обещают начать и на всех остальных станциях столичного метрополитена. Кое-где уже устанавливают специальные автоматы – к примеру, мы их заметили на «Вокзальной», «Демеевской» и других. Заплатить за карточку нужно 50 грн, и это не залоговая стоимость, как в случае с картой метрополитена. Так что вернуть ее обратно, получив назад деньги, не получится. По данным департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА, пополнить smart card можно в кассах вышеупомянутых станций, а также в терминалах iBox. С 19 февраля сделать это можно и с помощью терминалов самообслуживания EasyPay (таких в городе 1800). В них можно приобрести и разовые билеты с QR-кодом, срок действия которых, по официальной информации, составляет 15 дней.

Пополнить транспортную карточку и приобрести QR-билеты можно и в личном кабинете киевлянина на портале my.kyivcity.gov.ua. Тут может зарегистрироваться любой желающий.
Пополнить транспортную карточку и приобрести QR-билеты можно и в личном кабинете киевлянина на портале my.kyivcity.gov.ua
В разделе eticket многоразовый «проездной» для начала нужно зарегистрировать – на каждой карте есть индивидуальный номер и пин-код. Стоимость одной поездки, как и в метро, зависит от количества купленных. «Если пассажир приобретает 1-9 поездок, то каждая обойдется в 8 гривен, при покупке 50 и больше – по 6,5 грн», – говорят в КГГА.
Замечания от пользователей:
- в личном кабинете сэкономить можно только при покупке в разделе «Разовые поездки». Если же просто пополнить «Кошелек» карточки на 325 грн, то за каждую поездку все равно будет снимать 8 грн;
- в последнее время на некоторых станциях метро кассиры отказываются продавать или пополнять транспортные карты «по техническим причинам»:
- стоимость транспортной карты довольно высокая и ее нельзя вернуть в случае ненадобности. С другой стороны, есть и плюсы: поездки не пропадают при утере карточки – их можно в личном кабинете перезаписать на новую.

Как пользоваться и кто контролирует
По словам директора департамента информационно-коммуникационных технологий Юрия Назарова, все салоны наземного транспорта, а это более 1300 единиц, уже оснащены специальными оранжевыми валидаторами, к которым и нужно прикладывать карточки или новые билеты с QR-кодом.
На работающих устройствах написано «Піднесіть картку», но в некоторых салонах автобусов и троллейбусов до сих пор встречаются и неработающие валидаторы с надписью «Система зачинена». В КГГА уверяют, это не массовые, а индивидуальные случаи. Чтобы заплатить за проезд, нужно поднести билет или карточку к валидатору и дождаться надписи «Квиток дійсний». Работает е-билет и в метро – турникеты, считывающие карту, обозначены надписью Kyiv smart card. По одному-два таких есть уже на каждой станции.

Горожане новыми способами оплаты в общественном транспорте довольно активно пользуются, и многие довольны. «По состоянию на 22 февраля е-билетом воспользовались уже 28 тысяч раз», – говорят разработчики системы. Но в эксплуатации тоже есть нюансы, которые волнуют пассажиров. К примеру:
- валидаторы в автобусах, троллейбусах и трамваях расположены не при самом входе у дверей, а в середине салона. Так что в забитом транспорте добраться до него проблематично. Можно, конечно, пустить карту по рукам и попросить зарегистрировать поездку других пассажиров, но это уже на свой страх и риск;
- некоторые валидаторы не распознают QR-коды с телефона, да и распечатанные билеты пока не всегда срабатывают. Увы, чтобы обменять такой нужно, по словам жителей, ехать лично в ГИВЦ на ул. Космическую;
- транспортная карточка по-разному ведет себя при повторном прикладывании в одном и том же салоне. Одни пассажиры говорят, что валидатор показывает, оплачена ли поездка. Другие – что деньги списываются еще раз.
Отметим, что контроль за оплатой поездок сотрудники «Киевпастранса» будут осуществлять с помощью специальных устройств. Такие «ридеры» уже закуплены, но в руках у контролеров или кондукторов пока пассажиры их не видели. Поэтому иногда на этой почве также возникают конфликтные ситуации.

Власти обещают, что вскоре перечень мест, где можно будет приобрести и пополнить е-билет, будет расширен. В будущем обещают внедрить также специальные мобильные приложения и оплату проезда с помощью обычной банковской карты. Кстати, уже на ближайшей сессии Киеврады 28 февраля депутаты планируют рассмотреть проект решения об утверждении новых «Правил проезда в общественном транспорте». В них в том числе прописаны и принципы использования новой автоматизированной системы оплаты проезда.
Как и зачем считают льготников
Льготники, официально зарегистрированные в столице, с января должны регистрировать свои поездки в общественном наземном транспорте с помощью Карточки киевлянина. Ее также нужно приложить к валидатору в салоне. Деньги при этом с карточки не списываются, а количество поездок для льготников на сегодняшний день не ограничено. Отметим, что пока валидируют Карточки киевлянина далеко не все. Кроме того, открытым остается вопрос с регистрацией поездок тех пассажиров, которым льготы представлены не на местном, а на государственном уровне. К примеру, это пенсионеры из других городов, участники боевых действий. Пока они ездят в наземном транспорте по предъявлению удостоверений, а значит, в системе никак не идентифицируются. Как известно, «Киевпастрансу» за перевозку льготников деньги компенсируют из горбюджета, в 2018 году эта сумма составила 1,2 млрд грн. Но на сегодняшний день статистика получается не совсем точной.

Возможно, проблема решится, когда будет внедрена монетизация льгот. 19 февраля был зарегистрирован проект распоряжения КГГА, согласно которому ежемесячная выплата наличными определенным льготным категориям будет составлять 240 грн – этих денег хватит лишь на 30 поездок. То есть люди будут получать деньги на свои карточки, но в транспорте платить на общих основаниях. (Напомним, с 1 марта уже монетизируют субсидии на коммуналку: жители будут получать деньги, но платить в полном объеме). Впрочем, пока распоряжение о монетизации льгот на проезд не утверждено, так что все остается по-старому. «Сегодня льготники столицы могут пользоваться правом на бесплатный проезд в неограниченном количестве, то есть осуществлять столько поездок, сколько считают нужным. Городская власть не принимала решения о монетизации льгот на проезд, поэтому пока в силе действующий механизм, который применяется в столице для возмещения льгот на проезд в муниципальном транспорте», – заверил директор департамента соцзащиты Юрий Крикунов.
Ездят бесплатно в транспорте и столичные школьники. Как же решится вопрос с такими пассажирами? Согласно распоряжению КГГА, им до 30 октября 2019 года, то есть до конца тестирования системы, должны выдать специальные персональные карточки ученика, которые также нужно будет регистрировать в транспорте.
Приєднуйтесь до обговорення
Потрібно бути зареєстрованим користувачем, щоб коментувати.
Коментарі (0)