Дорожные тенденции центра города мечты

Автор: Антон Стеценко
11:08 14.03.2018

Будущее – это не просто «отремонтированное» настоящее по проектам еще 1970-1980-х годов, будущее – это когда иначе, заметно по-другому, с…
Читать дальше

Дорожные тенденции центра города мечты
Світлодіодне освітлення

Будущее – это не просто «отремонтированное» настоящее по проектам еще 1970-1980-х годов, будущее – это когда иначе, заметно по-другому, с новым качеством жизни

Глядя на уже исторические фотографии улиц Киева, многие вздыхают – за прошлые лет 20 наш город изменился далеко не в лучшую сторону. Но было бы странно предположить, что он таким останется и в будущем.

Мир меняется, и эти тенденции, проявления, которые мы уже видим в развитых городах мира, безусловно, придут в Киев и изменят центр города до неузнаваемости. «Большой Киев» собрал те ключевые изменения,  которые были осуществлены за прошлые 20-30 лет. 

Амстердам, 1970 год

1. Упорядочивание платной парковки

Земля – самый дорогой ресурс в городе, а в центре и подавно. Само по себе использование земли под парковку крайне неэффективно: здесь не генерируется ВВП, далеко не факт, что автовладелец принесет больше прибыли территории, чем пешеходы или люди, приехавшие на автобусе. С другой стороны, спрос на парковку в центре города всегда будет превышать предложение, а значит, нужен регулятор.

Суть упорядочивания парковки в современных городах – жесткая фиксация паркомест, не оставить ни одной лазейки припарковаться вне отведенных мест. Пока остаются места для «я на минуточку», причем с нарушениями и неудобствами для других без надлежащего наказания,  мы будем и дальше видеть хаос на улицах. Физически нужно зарегулировать паркоместа – и тогда уже можно запускать платную парковку.

Стоимость уличной парковки должна быть выше, чем в паркинге, и такой высокой, чтобы 10-15% мест всегда были свободными. Поскольку парковка на улице зачастую ближе к точке назначения, чем паркинг, а тариф должен обеспечивать возможность припарковаться, если действительно надо – и деньги не так важны.

Парковочные карманы, велодорожки – пример организации улицы в развитом европейском городе

2. Пешеходизация – одноуровневый центр

Города мира, занимающие ведущие позиции в рейтингах, уже прямым текстом ограничивают въезд частных автомобилей в центр города не только драконовскими ценами на парковку, но и превращением улиц в пешеходные торгово-прогулочные зоны. Основными выгодополучателями от этого считаются торговые центры – огромные пешеходные зоны становятся территориями шопинга, где пешеходы-покупатели перемещаются от одного магазина к другому.

В центре Киева больших торговых центров пока относительно немного, но есть перспективы появления новых. А крупнейшие торговые площадки центра  – ЦУМ и ТРЦ Gulliver – способствовали появлению рядом наземных пешеходных переходов. Бизнес следует мировым тенденциям, однако в Киеве это приведет к упадку подземных торговых центров: уже сейчас на Бессарабке «минус второй» этаж практически мертвый. Будущее подземных пространств – транзитные автомобильные тоннели и паркинги, ну может велохабы.

Наземный переход через Крещатик и мамы с колясками

3. Велосипеды и персональный гиротранспорт

Велосипедный бум в Голландии и других странах был вызван отнюдь не модой или всеобщим желанием бороться «за все хорошее против всего плохого» в городской среде. Велосипедная инфраструктура – самая дешевая, если сравнивать с инфраструктурой общественного транспорта или тем более автомобильной, так дешевле и быстрее всего решить транспортную задачу – обеспечить перемещение человека (или груза) из точки А в точку Б.

Так что ждем велодорожки по Крещатику, бульварам Тараса Шевченко, Леси Украинки, по Большой Васильковской, они уже есть в принятой Киеврадой велоконцепции. Скажете – как же, в Киеве же холмы?!! Здесь нам в помощь технологии, которых не было у голландцев полвека назад, – электровелосипеды и всевозможные гироборды: сигвеи, моноколеса. Им наши подъемы будут вполне по силам – только бы побольше розеток!

Гироборды как городской транспорт

4. Общественный транспорт для всех

«Кто там собрался вытеснять автомобили? Сделайте сначала качественный общественный транспорт!» – вполне справедливое замечание критиков организации различных пешеходных зон. Качественный общественный транспорт – такой, чтобы на поездку в нем можно было променять использование личного автомобиля. А это – и достаточно посадочных мест, и кондиционер/отопление, и, как бы это банально не звучало, чистота.

Но первая характеристика качества общественного транспорта – минимальное время поездки и надежность перевозок. А значит, снова приоритет его над личными автомобилями — автобусные полосы, скоростные трамвайные линии, трамвайно-пешеходные улицы, системы управления светофорами с приоритетом проезда общественного транспорта. А площади в центре из автомобильных перекрестков и развязок превратятся в хабы общественного транспорта с очень удобными пересадками.

Трамвай в Страсбурге, возрожденный после эпохи автомобилизации

5. Канализирование трафика и автопилоты

Не только парковку в развитых городах физически зарегулировали так, что не найти неорганизованного «пятачка» – вообще дорожное движение на улицах все больше напоминает езду по рельсам. Полосы строго выверены, их шириной и изгибами регулируется скорость – быстро ездить физически невозможно.

В центре любого европейского города каждый квадратный метр имеет свое предназначение –  так появляются островки безопасности, места для клумб, мусорных контейнеров, велопарковок. При этом научились создавать решения, чтобы крупногабаритный транспорт проехал, если совсем надо.

Все эти решения уже много лет обеспечивают высокий уровень безопасности дорожного движения, однако подобное планирование проезжей части – прямой путь к внедрению автопилотов. На таких улицах гораздо проще ориентироваться благодаря многочисленным явным и скрытым информационным посылам водителям, а со временем это освоят и компьютерные системы автоматизированного вождения.

Пример организации жилой улицы в Нидерландах

Почему изменения необратимы

Ключевые изменения в развитых европейских городах случились как раз в сфере городской мобильности. Быстро столкнувшись с минусами тотальной автомобилизации, муниципалитеты принялись в буквальном смысле пересаживать горожан на автобус, на велосипед, вспомнили о преимуществах трамвая, при этом, скрепя зубами, сохранили возможность использования частных автомобилей, если без этого не обойтись.

Говорят, что большие города, мегаполисы, похожи друг на друга больше, чем на другие города внутри страны. В сфере транспорта Киеву есть, где «подсмотреть подсказки», рецепты давно изобретены и опробованы.

Тысячи, миллионы людей благодаря изменениям в городе могут оказаться в будущем, в которое уже вошли европейские мегаполисы. Это очень влияет на экономическую динамику, в таком городе хочется жить, развивать бизнес, а не выживать, каждый день сражаясь с несовершенной инфраструктурой, поглядывая на соседние страны с мыслями об эмиграции. Будущее необратимо – это только вопрос времени, когда оно наступит; мы имеем шансы застать его, вопрос не в деньгах — а в воле к изменениям.

Великий Київ у Google News

підписатися