День народження дитячої залізниці

Автор: Надія Музлова
10:30 02.08.2020

2 серпня у Київської дитячої залізниці день народження – їй виповнилось 67 років. Перший поїзд пройшов по території майбутнього Сирецького парку у 1953 році в День залізничника, який відзначали в перші вихідні серпня. З тих пір конфігурація шляхів і поїзди не раз мінялися, змінювалися і самі станції. Існування самої дороги було під питанням. Але вона оновилася та досі радує дітвору. На жаль, крім цього року, бо наразі закрита через карантин.

День народження дитячої залізниці
Світлодіодне освітлення

За згодою автора текст публікується російською мовою:

Народная стройка

Строительство детских железных дорог началось в 1930-е годы. На территории Украины одной из первых была Малая Днепровская дорога, открытая в 1936 году. В том же году узкоколейку для детей запустили в Донецке. В 1940-х годах появились дороги в Харькове, Ужгороде и Ровно. В Киеве Малую железную дорогу запускают только в 1953 году, возможно, потому что первоначальные планы были грандиозны: вместе с дорогой построить образцовые шоссе и малый порт.   

В строительстве железной дороги в Киеве принимали участие все, кому транспорт и техника родственны. От железнодорожников Киевского узла и рабочих заводов до учащихся технической школы, и строительного техникума. Для ее прокладки использовали рельсы старой узкоколейки из Беличей, по которой раньше возили дрова. Сначала была построена петля длиной 1,9 км. На рельсы поставили шесть деревянных пассажирских вагонов и узкоколейный паровоз Гр-336. Такие паровозы поставляли в СССР в конце 1940-х из немецкого Бабельсбергского завода. Но к 1970-м они уже устарели и их отправляли на металлолом.

В самый первый путь в день открытия состав повел начальник Юго-Западной железной дороги легендарный машинист Петр Кривонос. А следующие три рейса совершили уже юные машинисты.

В следующий год мостостроители соорудили виадук, длиной до 100 метров и высотой 19,5 метров как пятиэтажный дом. Длина всей дороги превысила 3 метра. А по самому пути установили все необходимые знаки, в том числе и показывающие уклон и радиус кривых, знаки начала и конца торможения.

Безостановочно вперед

Движение по дороге осуществлялось по электрожезловой системе, которая предупреждала движение поездов на встречу друг другу. Машинист должен был на станции получить жезл, как эстафетную палочку и вручить ее на следующей. Прежде чем отправить машиниста в путь, дежурный по станции связывался со следующим пунктом. Если там были готовы принять поезд, дежурный извлекал металлический жезл из специального аппарата, после чего этот аппарат и такой же на следующей станции блокировались. Таким образом, на следующей станции даже забыв о поезде, не могли вручить путевой знак другому машинисту, пока предыдущий не прибудет и не вручит свой жезл. Для скорости обмена жезлами, что называется, на ходу были придуманы специальные устройства.

В конце 1950-х Киевская детская дорога получила тепловоз ТУ1-001, позже – ТУ2-021. Деревянные вагоны заменили металлическими. Схема маршрута поездов представляла собой петлю, соединявшуюся на станции «Техническая» (позднее – «Вишенка»), откуда железнодорожное полотно пролегало через виадук перекрестку нынешних улиц Рижская и Парково-Сырецкая. Но с застройкой района в конце 1960-х или начале 1970-х эту ветку разобрали, и на ее месте появилась больница. А петлю закольцевали с веткой на виадуке, в результате посередине кольца образовалась S-образная перемычка.

Большие перемены

В 1980-х годах обновили пассажирские вагоны, но не особо удачно – они были некомфортны. Прибыло два тепловоза, в одном из которых обнаружили заводской дефект, и он остался без дела. В 90-х годах детская железная дорога оказалась на грани закрытия: в штате осталось три человека, два из которых – пенсионеры, один из тепловозов вышел из строя, другой был разграблен охотниками за цветными металлами, а станция с деревянным вокзалом сгорела.

Переломным стал 2001 год: восстановили разграбленный тепловоз и одну из станций «Яблонька», получили резервный тепловоз и начали строительство депо. Движение открылось в 2002 году после реконструкции малого кольца. Дальше были строительство здание вокзала и возвращение славного паровоза Гр336, который на рейс выходит по праздникам, а его подготовка к этому длится два-три часа и требует особых умений. В строй вернулись пассажирские вагоны и ТУ7.

Теперь Киевская детская железная дорога оснащена системой полуавтоматической блокировки и светофорами. На ней работает радиосвязь.

Хорошие времена не закончились, и в 2019 году Малая юго-западная дорога снова порадовала обновлением. Провели ремонт путей, которые сейчас составляют 2,5 км, построили безопасные пешеходные переходы, детскую площадку и обновили обе станции – «Зализнычна» и «Киев-Пассажирский детский» (бывшие «Вишенка» и «Яблонька»). Отремонтировали локомотивы и вагоны.  Теперь здесь есть мини-музей.

Поезда даже начали курсировать на зимние праздники:

Конечно, как и раньше работает кружок «Южный железнодорожник». Именно его воспитанники и работают на ДЖД: ведут тепловозы, дежурят на станции, помогают пассажирам. Обучение в кружке длится около трех лет, первые два года – общее знакомство с железнодорожным делом, а дальше можно себя и диспетчером попробовать, и монтером-путейцем, и смотрителем вагонов. За эти годы более 30 тысяч школьников познакомились с жизнью поездов. Около 2000 из них выбрали этот транспорт как часть своей жизни. Обучение идет в школьный период по выходным. А летом, когда детская железная дорога функционирует для посетителей, ребята проходят практику.

К сожалению, в этом сезоне пассажирские перевозки по киевской детской железной дороге не осуществляются. “Большой Киев” предлагает вспомнить как это было в прошлом году:

Читайте також: Де в Києві жити добре: ревізія мікрорайону на Виноградарі – репортаж 

Великий Київ у Google News

підписатися