За згодою автора текст публікується російською мовою:
Народная стройка
Строительство детских железных дорог началось в 1930-е годы. На территории Украины одной из первых была Малая Днепровская дорога, открытая в 1936 году. В том же году узкоколейку для детей запустили в Донецке. В 1940-х годах появились дороги в Харькове, Ужгороде и Ровно. В Киеве Малую железную дорогу запускают только в 1953 году, возможно, потому что первоначальные планы были грандиозны: вместе с дорогой построить образцовые шоссе и малый порт.
В строительстве железной дороги в Киеве принимали участие все, кому транспорт и техника родственны. От железнодорожников Киевского узла и рабочих заводов до учащихся технической школы, и строительного техникума. Для ее прокладки использовали рельсы старой узкоколейки из Беличей, по которой раньше возили дрова. Сначала была построена петля длиной 1,9 км. На рельсы поставили шесть деревянных пассажирских вагонов и узкоколейный паровоз Гр-336. Такие паровозы поставляли в СССР в конце 1940-х из немецкого Бабельсбергского завода. Но к 1970-м они уже устарели и их отправляли на металлолом.
В самый первый путь в день открытия состав повел начальник Юго-Западной железной дороги легендарный машинист Петр Кривонос. А следующие три рейса совершили уже юные машинисты.
В следующий год мостостроители соорудили виадук, длиной до 100 метров и высотой 19,5 метров как пятиэтажный дом. Длина всей дороги превысила 3 метра. А по самому пути установили все необходимые знаки, в том числе и показывающие уклон и радиус кривых, знаки начала и конца торможения.
Безостановочно вперед
Движение по дороге осуществлялось по электрожезловой системе, которая предупреждала движение поездов на встречу друг другу. Машинист должен был на станции получить жезл, как эстафетную палочку и вручить ее на следующей. Прежде чем отправить машиниста в путь, дежурный по станции связывался со следующим пунктом. Если там были готовы принять поезд, дежурный извлекал металлический жезл из специального аппарата, после чего этот аппарат и такой же на следующей станции блокировались. Таким образом, на следующей станции даже забыв о поезде, не могли вручить путевой знак другому машинисту, пока предыдущий не прибудет и не вручит свой жезл. Для скорости обмена жезлами, что называется, на ходу были придуманы специальные устройства.
В конце 1950-х Киевская детская дорога получила тепловоз ТУ1-001, позже – ТУ2-021. Деревянные вагоны заменили металлическими. Схема маршрута поездов представляла собой петлю, соединявшуюся на станции «Техническая» (позднее – «Вишенка»), откуда железнодорожное полотно пролегало через виадук перекрестку нынешних улиц Рижская и Парково-Сырецкая. Но с застройкой района в конце 1960-х или начале 1970-х эту ветку разобрали, и на ее месте появилась больница. А петлю закольцевали с веткой на виадуке, в результате посередине кольца образовалась S-образная перемычка.
Большие перемены
В 1980-х годах обновили пассажирские вагоны, но не особо удачно – они были некомфортны. Прибыло два тепловоза, в одном из которых обнаружили заводской дефект, и он остался без дела. В 90-х годах детская железная дорога оказалась на грани закрытия: в штате осталось три человека, два из которых – пенсионеры, один из тепловозов вышел из строя, другой был разграблен охотниками за цветными металлами, а станция с деревянным вокзалом сгорела.
Переломным стал 2001 год: восстановили разграбленный тепловоз и одну из станций «Яблонька», получили резервный тепловоз и начали строительство депо. Движение открылось в 2002 году после реконструкции малого кольца. Дальше были строительство здание вокзала и возвращение славного паровоза Гр336, который на рейс выходит по праздникам, а его подготовка к этому длится два-три часа и требует особых умений. В строй вернулись пассажирские вагоны и ТУ7.
Теперь Киевская детская железная дорога оснащена системой полуавтоматической блокировки и светофорами. На ней работает радиосвязь.
Хорошие времена не закончились, и в 2019 году Малая юго-западная дорога снова порадовала обновлением. Провели ремонт путей, которые сейчас составляют 2,5 км, построили безопасные пешеходные переходы, детскую площадку и обновили обе станции – «Зализнычна» и «Киев-Пассажирский детский» (бывшие «Вишенка» и «Яблонька»). Отремонтировали локомотивы и вагоны. Теперь здесь есть мини-музей.
Поезда даже начали курсировать на зимние праздники:
Конечно, как и раньше работает кружок «Южный железнодорожник». Именно его воспитанники и работают на ДЖД: ведут тепловозы, дежурят на станции, помогают пассажирам. Обучение в кружке длится около трех лет, первые два года – общее знакомство с железнодорожным делом, а дальше можно себя и диспетчером попробовать, и монтером-путейцем, и смотрителем вагонов. За эти годы более 30 тысяч школьников познакомились с жизнью поездов. Около 2000 из них выбрали этот транспорт как часть своей жизни. Обучение идет в школьный период по выходным. А летом, когда детская железная дорога функционирует для посетителей, ребята проходят практику.
К сожалению, в этом сезоне пассажирские перевозки по киевской детской железной дороге не осуществляются. “Большой Киев” предлагает вспомнить как это было в прошлом году:
Читайте також: Де в Києві жити добре: ревізія мікрорайону на Виноградарі – репортаж