Дальневосточный экспресс

Автор: Зоя Звиняцковская
15:29 23.11.2017

Выставка, которая проходит в «Мыстецком арсенале», позволяет понять и почувствовать Японию с разных сторон и разным способом. К примеру, 26…
Читать дальше

Дальневосточный экспресс
Світлодіодне освітлення

Выставка, которая проходит в «Мыстецком арсенале», позволяет понять и почувствовать Японию с разных сторон и разным способом. К примеру, 26 ноября здесь состоится перформанс мастеров самурайского боя на мечах

Его представят специальные гости из Японии, постановщики фехтовальных сцен в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла» – The Samurai Sword Artists KAMUI.

Большая выставка японского искусства в «Арсенале» интересна по нескольким причинам. Это огромный проект, который объединяет артефакты классического японского наследия (начиная с XVII века) и работы современных художников. Предоставляется возможность ознакомиться с практически полной коллекцией произведений японского искусства, хранящихся в различных музеях и частных собраниях. Это экспонаты из Киева, Львова, Днепра (тамошний Музей японской гравюры – просто открытие для столичной публики), Одесского муниципального музея личных коллекций имени Блещунова, даже из гербария, а также из частной коллекции Александра Фельдмана. С учетом того, что многие предметы искусства в экспозицию попали из запасников, эта выставка – редкая возможность увидеть их все в одном месте.

Отдельного внимания заслуживает японский contemporary art. Широкий зритель мало знаком с этим пластом современного искусства – киевлянам запомнился, пожалуй, лишь проект Яёи Кусама с ее уже ставшим культовым горошком, показанным в «Мыстецком арсенале» в 2012 году в рамках киевского биеннале. Впрочем, художница уже давно выступает в качестве увенчанного лаврами мэтра музейного уровня, а никак не артиста из горячей современности.

Знакомство с произведениями более молодых японских художников оказывается чрезвычайно интересным: в их работах соединяется ожидаемая технологичность и совершенно особенные ясность и простота, присущие японскому искусству на протяжении многих веков.

Экспозиция разделена на восемь тематических блоков, представляющих знаковые для японской культуры понятия: «Пустота», «Остров», «Сад», «Форма», «Бакемоно» (общее название для монстров, призраков или духов в японском фольклоре), «Времена года», «Путь», «Мейшьо» (красивый вид, живописное место). Каждый из них интересен сам по себе, но вдобавок содержит некий поистине удивительный артефакт, экспонат или историю, порой и не один. Экспозицию открывает впечатляющая видеоинсталляция Норимичи Хиракавы «(Без)возвратный», в которой при помощи компьютерной программы генерируются «космические» образы пространства и пустоты.

В зале «Времена года» помимо прочего представлена уникальная коллекция «Флора Японии», собранная в 1914 году украинским востоковедом и японистом Александром Клетным во время командировки в Токио. Коллекция хранится в Национальном гербарии Украины, который предоставил еще один замечательный объект для экспозиции – коллекцию семян, собранную в 1926 году львовянкой Флорой Лилиенфельд в Ботаническом саду Хоккайдского университета. Не менее собранного гербария, а возможно, и более интересна судьба этой потрясающей женщины, которая, судя по дошедшим до нас фактам, достойна отдельной выставки или книги.

В зале «Бакемоно» экспонируется множество гравюр из серии «Новые формы 36 привидений», представляющих разнообразных буддистских и синтоистских духов, в которых верят японцы, включая, разумеется, коварную женщину-лисицу кицунэ.

Зал «Пути» содержит исторические японские доспехи и холодное оружие, включая катаны, что напоминает нам о пути воина. Есть там и классическая гравюра «47 ронинов», повествующая о верности вассалов сюзерену и о том, что верность всегда вознаграждается честью. Не меньшего внимания заслуживает находящаяся в том же зале серия гравюр современной художницы, созданная по мотивам классической серии «почтение к родителям». Она обыгрывает различные истории, повествующие о сыновней почтительности, самая милая из который звучит так: «Лао Лайцзы старался развеселить родителей. Несмотря на то что ему было уже 70 лет, он носил яркую, смешную одежду, танцевал, специально падал, смешно плакал, чтобы походить на ребенка. Делал он все это для того, чтобы его родители не слишком печалились из-за того, что вот уже даже их ребенок стар, и не думали о собственной старости».

Наконец, зал «Мейшьо» посвящен культовым для Японии видам природы – цветению сакуры и виду Фудзиямы. Венчает его чудесное изречение: «Глуп тот, кто никогда не поднимался на Фудзи. И глуп тот, кто сделал это дважды». При всей афористичности его нельзя отнести к выставке. Экспозиция столь интересна, обширна и разнообразна, что хочется вернуться туда много раз, чтобы все как следует посмотреть.

«Мыстецкий арсенал», ул. Лаврская, 10-12

Перформанс мастеров самурайского боя на мечах: 26 ноября, 14:00 и 18:00 

Великий Київ у Google News

підписатися