Берковецкие и Осокорковские дачи, а также Труханов остров и Русановские сады — белые пятна на транспортной карте Киева. Выбраться оттуда без собственного автомобиля задача не из легких: маршрутные такси по Берковецким дачам не ходят, а на Осокорках — только по их периметру. Желтые «Богданы» регулярно курсируют лишь по Русановским садам – как самому цивилизованному частному сектору столицы. Стоимость проезда в этих маршрутках не отличается от общегородской — до пяти гривен. При этом в большинстве служб такси частный сектор обслуживается по загородному тарифу.
Зачем платить больше
Диспетчер службы такси «Джаз» говорит «Большому Киеву», что стоимость проезда за километр по частному сектору составляет 6 грн, тогда как городской тариф в этой службе — 4,7 грн. А в «Алло-такси», например, на загородный тариф в 7 грн переходят только после пятого километра езды по частному сектору, до этой отметки клиент платит стандартные «городские» 5 грн.
Следует отметить, что новый игрок на рынке – Uber – особых условий для этих зон не устанавливает: тариф 4,5 грн за километр плюс 40 копеек за минуту действует по всему Киеву, включая дачные поселки.
Службы такси со своим автопарком отличаются ценами, но не подходом к ценообразованию. Так, электромобили «Окси-такси» ездят по Берковцам и Осокоркам сугубо с загородной наценкой — 15 грн/км, в то время как городской тариф у этого оператора вдвое дешевле.
«Такси — городской вид транспорта, поэтому во всем цивилизованном мире тарифы на проезд устанавливает городская власть. У нас же по закону это могут делать сами перевозчики. Поэтому кто как хочет, так и тарифицирует», — комментирует ситуацию Андрей Антонюк.
По его словам, служб такси со своим парком единицы, в основном киевлян возят частные извозчики, которые получают заказы из нелегальных диспетчерских — их в столице насчитывается около полутысячи. «В частный сектор никто не хочет ехать, потому что в Киеве, в принципе, значительная часть заказов берется «по пути». И пока власть не наведет на рынке порядок, говорить о качестве услуг нечего», — уверен Антонюк.
Кто платит больше
«Мы живем в Киеве, а находимся в таких же условиях, что и жители, к примеру, Петропавловской Борщаговки, которая формально относится к области. К нам невозможно вызвать такси! Поэтому мы даже толком не можем отдохнуть с друзьями на праздник — кто-то обязательно вынужден воздерживаться от алкоголя, чтобы развезти остальных по домам», — делится наболевшим с «Большим Киевом» жительница частного сектора на Осокорках Евгения.
Если у Евгении ломается собственной автомобиль, то «в город» ее подвозят соседи: товарищи по несчастью стараются выручать друг друга. А вот обратно женщина берет местное такси: у метро «Славутич» всегда дежурит около пяти машин, которые обслуживают этот частный сектор. Подобной «службы» нет ни на Нивках, ни на Русановких садах — масштаб не тот.
«Меньше чем за 100 грн я не езжу. Тут такая такса. По расстоянию это до 10 км туда-обратно, — отмечает обслуживающий Осокорки таксист Владимир. — В основном подвожу женщин с сумками: тут и супермаркет, и рынок. Но везти с дач в другой район пассажира не буду, разве что за 300-400 грн, иначе это потеря времени и денег».
Платить по загородному тарифу привыкла и 90-летняя жительница Троещины Екатерина Васильевна. Уже семь лет женщина ездит на могилу к мужу, который похоронен на Лесном кладбище. «Я живу совсем недалеко и могу подъехать на маршрутке к входу, но по самому кладбищу идти не меньше трех километров — а у меня ноги больные. Поэтому раз месяц езжу на такси», — рассказывает пенсионерка. В целом кладбища большинство столичных таксистов относят к загороду.
«Кому хочется ехать на кладбище?! — говорит киевский таксист Дмитрий. — Но в поминальную неделю вожу, конечно. Вообще киевляне начинают понимать, что по городским тарифам, которые выставляют диспетчерские, таксистам ездить невыгодно. Поэтому многие сами просят оператора удвоить тариф — и машина находится быстрее, хоть на кладбище, хоть в частный сектор».
На сегодняшний день дождаться машину жителям столичного частного сектора сложнее, чем даже обитателям городов-спутников. В этих населенных пунктах существуют свои местные службы, которые возят пассажиров в Киев. Но что примечательно, работают они в основном по тарифу «столичный загородный». Так, в боярской службе такси «Десятка» 7 грн берут за километр проезда как по самой Боярке, так и по Киеву.