В начале мая во всем мире отмечают день борьбы за права инвалидов. Это событие начинает свою историю с 5 мая 1992 года, когда люди с ограниченными возможностями из 17 стран провели первый общеевропейский митинг против дискриминации этой группы общества
В Украине эта тема весьма болезненна, поскольку у нас не создаются равные возможности для людей с физическими особенностями. Увы, даже в столице необходимые условия почти отсутствуют. Чтобы в этом убедиться, достаточно совершить поездку с человеком в коляске, используя несколько видов городского транспорта.
Выбрав воскресенье, когда в городе не так много народа, вместе с двенадцатилетней Ульяной, которая не ходит с рождения, и ее мамой Полиной мы определили маршрут. С Оболони решили отправиться на Почтовую площадь. Место назначения было выбрано не случайно. Однажды женщина с дочкой в инвалидной коляске уже пытались добраться на Подол, чтобы посмотреть открывшийся фонтан.
Тогда оказаться у цели удалось только благодаря неравнодушным людям, которые помогали переносить тяжелую коляску. Итак, мы решили проверить, что изменилось с тех пор и что сделала киевская власть, чтобы облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями. Чтобы попасть к метро, нужно было пройтись до троллейбусной остановки.
Раньше до подземки приходилось ходить пешком и тратить на это около получаса, поскольку старый транспорт был совершенно не предназначен для перевозки, рассказывает Полина. С появлением новых троллейбусов семья стала пользоваться этим видом транспорта. И хоть забираться в салон с низкой посадкой значительно проще, одной женщине непросто справиться с такой задачей.
Тем более что функцию опускающегося пандуса водители предпочитают не использовать. За все время работу приспособления Полина видела лишь дважды. Неравнодушные пассажиры помогают заносить и выносить коляску – так и оказываемся возле метро.
Перед турникетами в разговор с Полиной вступает работница метрополитена. Предлагает подождать, пока ей помогут спуститься с лестницы (эскалатора на этой станции нет). И хотя станция оборудована пандусами, они сделаны с такими нарушениями норм и находятся под таким углом, что становятся опасными для людей, которые решатся их использовать.
Любопытно, что по внутренней инструкции человек в коляске не может попасть на перрон без сопровождения. Ждем около десяти минут. Хотя, по словам Полины, иногда на это может уйти и гораздо больше. Когда к нам подходит пожилая женщина, становится понятно, что помощь от нее может быть разве что символическая. Она как бы страхует при спуске маму с дочкой.
Ожидая поезда, Полина рассказывает, что сотрудница на входе предложила ей записать номер телефона, по которому может заказать помощь для спуска в метро по телефону. За два часа до поездки. Такого раньше не было, отмечает женщина. Надеется, что это новшество избавит их в дальнейшем от утомительных ожиданий возле пропускной зоны.
Уже в вагоне Полина говорит, что еще на Героев Днепра работница метрополитена куда-то позвонила и предупредила, что ее с дочкой будут встречать на Почтовой площади. Увы, этого не случилось. Хотя уже наверху лестницы, которую молодой женщине также приходится преодолевать с большим трудом, сотрудница метрополитена вызывает реальную помощь. Полицейский, который появляется довольно быстро, помогает вынести Ульяну на улицу. Ситуация с пандусами такая же, как и везде. Не по себе становится, когда лишь представляешь, как по ним спустить тяжелую коляску.
При переходе с ветки на ветку приходится рассчитывать только на постороннюю помощь. Случалось, человек на коляске вынужден был отказаться от своего первоначального маршрута, поскольку так и не дождался неравнодушных. В метрополитене люди с ограниченными возможностями могут чувствовать себя комфортно только на новых станциях, где установлены лифты. Но таких в Киеве единицы.
Передвигаясь по городу, можно обратить внимание, как сложно преодолевать на коляске высокие бордюры. Мест, предназначенных для плавного съезда, чрезвычайно мало. И иногда приходится делать огромные круги, делится Полина.
Не менее сложная ситуация и с доступом в развлекательные места, учреждения, магазины или аптеки. Даже если речь идет о помещениях в новых зданиях, не факт, что застройщик выполнил все необходимые нормы, обеспечивающие равные права для людей с ограниченными возможностями. Зачастую это происходит из-за коррупции при приеме в эксплуатацию того или иного здания.
К сожалению, никаких серьезных изменений в этой сфере не происходит, добавляет Полина. Киевская власть ограничивается предоставлением бесплатного проезда для этой категории людей в городском транспорте. Также могут выделить несколько сот гривен на какой-то праздник. По словам женщины, из-за нынешнего положения дел маломобильные люди и те, кто их сопровождает, не только испытывают физические неудобства, но и часто оказываются в унизительных ситуациях. Например, когда вынуждены долгое время ожидать сопровождающего. Не говоря уже о том, что иногда просто невозможно попасть в нужное место.
Возможно, изменит нынешнее положение дел программа «Киев без барьеров», которую анонсировала столичная власть. Ее цель – сделать все возможное, чтобы каждый киевлянин имел равные права и не чувствовал дискриминации по отношению к себе. Ведь сегодня в городе около 155 тысяч людей с особыми потребностями. Фактически статус инвалида имеет каждый двадцатый киевлянин.
«Приоритетом программы «Киев без барьеров» станет существенное повышение уровня доступности к различным элементам инфраструктуры», – рассказал директор департамента социальной политики КГГА Юрий Крикунов. В частности, это касается транспорта, государственных учреждений и публичных локаций. Также предполагается, что люди с инвалидностью смогут пользоваться средствами ориентирования и информирования во всех общественных местах города. Например, тактильными дисплеями, работающими по принципу Брайля. Программа также включает установку подъемников, обустройство пандусов и специальных лифтов. В городе должны появиться табло с дублированием аудиоинформации для людей с нарушениями слуха и ментальными расстройствами.
Авторы проекта привлекают к работе над программой людей с ограниченными возможностями. Кроме того, активно используют опыт цивилизованных стран. По информации КГГА, благотворительные организации Запада охотно выделяют средства на такие цели. Уже не раз в городскую администрацию обращались подрядчики работ, а также непосредственные грантодатели с целью активизировать процесс адаптации Киева для украинцев с инвалидностью.
Программа рассчитана до 2021 года. За четыре года на ее реализацию город может выделить почти два миллиарда гривен. Впрочем, возможным это станет при условии поддержки профильных комиссий и большинства депутатов Киеврады.