Шведский режиссер Рубен Эстлунд пока мало известен в Украине, но фильм «Квадрат» – отличный повод запомнить его имя. Эстлунд – восходящая звезда европейского кино, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля 2017 года. Если кто-то видел его предыдущую картину «Турист» на фестивале «Молодость» в 2014 году, тот легко может представить себе его режиссерскую манеру
Эстлунд неспешно, но очень основательно ввинчивается в своих героев через серию незначительных происшествий и обычных разговоров. Ничего катастрофического, никаких драм на разрыв аорты. Его герои – средние, ничем не примечательные европейцы. При помощи мелких деталей Эстлунд трудолюбиво расчищает и вытаскиевает на свет этические нестыковки, коллективные заблуждения, социально желаемые мифы и прочие странные, темные и глупые вещи современного общества и отдельного взятого человека. Его фильмы отчетливо сатиричны, но – за что ему отдельное большое спасибо, он не тычет пальцем в эти больные и всем знакомые участки в обличительном запале. Нет, он делает очень смешные комедии.
«Квадрат» – это несколько недель из жизни куратора стокгольмского музея современного искусства, привлекательного мужчины средних лет по имени Кристиан. В самом начале фильма у него крадут бумажник и телефон в ситуации, в которой эксплуатируется его толерантность и готовность прийти на помощь ближнему. Трекинг показывает местонахождение телефона в неблагополучном районе города, и здесь моральный облик героя начинает давать трещинки.
С подначки подчиненного он решается на шаг, пусть и логичного, но на который Кристиан никогда бы не пошел, находись он в привычной среде. Железная логика сюжета приведет к непредсказуемым последствиям.
Во второй сюжетной линии музей по рекомендации главного героя приобретает новую инсталляцию аргентинской художницы. Продукт творчества представляет собой очерченный на брусчатке квадрат 4 на 4 метра, который должен символизировать территорию свободы, справедливости и равенства каждого.
Как вы смогли догадаться, этот пустой квадрат инсталляции и дает название фильму.
Он – символ не столько пустоты современного искусства, лишенного самостоятельного содержания, сколько несовместимости с жизнью того, чем эта пустота заполняется.
Искусство должно быть декларацией идеалов общества. Но когда это наполнение отливается в формы искусства, то результат только подчеркивает огромную пропасть между жизнью и ее моделью.
Герой не падет в пропасть, это не совсем подходящий для такого финала фильм. Он только комично споткнется недалеко от края пропасти при помощи режиссера, который за два часа успеет пройтись по креативному классу, кризису маскулинной идентичности, потере доверия между людьми, двойным моральным стандартам и много чему еще, заслуживающему осмеяния. И в процессе разоблачения Эстлунд даст множество поводов для смеха. Злорадного или нет – смотрите сами.