Нарисовать мало – надо, чтобы тебя правильно поняли. Специалист по средневековью, искусствовед и комиксист объясняют, почему еще при жизни Босха обзывали творцом бесовщины, кто из знаменитых живописцев создал первый визуальный фейк и как читать графические новеллы.
Монография
Современники Босха расходились во мнениях: одни усматривали в его картинах симптомы душевной болезни, другие – признаки ереси. Медиевист Нильс Бюттнер бракует оба варианта. Документы о состоянии здоровья художника не сохранились, а гипотезы в диагностической сфере и с дистанции в пятьсот лет – от лукавого. Запечатление же адских монстров не противоречит христианской доктрине. Просто голландский мастер делал их до ужаса убедительными.
На фото из сети исследователь в костюме, очках и с джокондовской улыбкой. Его монографии – образу автора под стать: сдержанные, не эффектные, зато эффективные. Если иным знатокам в радость легенды, то для немца всего важнее факты. В книге «Ієронім Босх. Видіння і кошмари» любое утверждение подкреплено архивными «потому что».
Босх был успешен: за триптих «Страшный суд», к примеру, ему заплатили сумму, равную стоимости торгового корабля, а вельможные донаторы стояли к нему в очередь. Он был истово набожен, иначе в Братство Богоматери его бы не приняли – вот удостоверяющие бумаги. Но самая ценная часть монографии – анализ полотен, толкующий символику, исходя из религиозных практик и воззрений ХV века. Ничего тайного, ничего случайного, утверждает Бюттнер, за каждой фигурой, предметом и даже расстановкой персонажей кроются библейские мотивы, требующие сегодня расшифровки. Чем он и занимается – аж дым валит.
Нільс Бюттнер. Ієронім Босх. Видіння і кошмари. – Х.: Ранок, Фабула
Сборник эссе
46 эссе и 150 иллюстраций равно «65 українських шедеврів» от иконы «Святые Сергий и Вакх» до графики Григория Гавриленко и Сергея Якутовича. Для знакомства с ними Диана Клочко выбрала жанр, который, по сути, является вольным сочинением на избранную тему, позволяющим писателю изложить свое мнение, пусть оно и расходится с общепринятым. Подобные очерки – не истина в последней инстанции, а призыв к диалогу.
Или, как в данном случае, приглашение на экскурсию в воображаемый музей, где рядом с каноническими работами Тараса Шевченко, Михаила Врубеля, Анатолия Базилевича разместились не менее интересные произведения: «Портрет мальчика-украинца» Николая Ге, «У источника» Генриха Семирадского, «Юность» Татьяны Яблонской, лишь в силу обстоятельств не признанные выдающимися. Обращая на них внимание, искусствовед исполняет роль гида, который и культурный контекст осветит, и нюансы прокомментирует, и подскажет, куда смотреть: силуэт танцора в скульптуре Пинзеля «Жертвоприношение Авраама», позы и жесты «Автопортрета в белом кожухе» Федора Кричевского, цветочные виньетки Катерины Билокур, «сценография стола» у Анатоля Петрицкого – штрихи говорящие, однако неочевидные. Как и аналогия между формой Скифской пекторали и вареника. Будь вы совсем далеки от арт-сферы, такое яркое сравнение заставляет пораскинуть умом.
Діана Клочко. 65 українських шедеврів. Визнані й неявні. – К.: ArtHuss
Комикс
Логичнее не придумаешь – раскрыть устройство комикса посредством комикса. Художник, теоретик и экспериментатор Скотт Макклауд так и поступил: особенности рисованных повествований, их истоки, базовые элементы, язык, региональные и стилистические различия в «Зрозуміти комікси» очерчены им очень выразительно.
Подкупает исповедальная интонация американца. Автор нашумевшей серии «Zot!» признается: ранее и он считал, что графические истории – не более чем тупые сюжеты о фриках в колготках. Пока сам профессионально не погрузился в чарующий мир искусства, объединившего изображение и слово, и не разобрался в тонкостях процесса.
Дабы обратить читателей в свою веру, Макклауд расчленяет комикс на атомы, задаваясь вопросами и сразу отвечая на них. Что роднит «Бэтмена» с иллюстрированной рукописью доколумбового периода? В чем разница между знаком, символом и картинкой? Почему нынешняя культура очарована упрощенной мультяшной действительностью? Зависит ли наша био- и психоидентичность от предметной сферы? Как создатели комиксов эксплуатируют фантазию аудитории? Зачем в экшнах нужны «тихие сцены»?
Катехизис получился еще и с юмором: когда два героя – ацтекский и английский воины – разглядывают творение Уилла Айснера, недоумевая, где же конь и кто же принц, это вправду смешно.
Скотт Макклауд. Зрозуміти комікси. Невидиме мистецтво. – К.: Рідна мова