Что делать при взрыве автомобиля в Киеве

За год с небольшим в центральных районах Киева средь бела дня были взорваны три легковых автомобиля, в результате чего погибли водители. Дважды активное участие в спасении их и пассажиров принимали случайные прохожие. «Большой Киев» разбирался, как следует себя вести в таких ситуациях – чего опасаться самим и как не навредить пострадавшим 

8 сентября 2017 года в районе Бессарабской площади был взорван Toyota Camry. Водитель, у которого были найдены документы на имя Тимура Махаури, погиб на месте. Двое пассажиров были госпитализированы, один из них – с тяжелыми ранениями. Покинуть остатки автомобиля им помогли случайные прохожие.

27 июня 2017 года на перекрестке улиц Соломенской и Алексеевской был взорван Mercedes, которым управлял сотрудник Главного управления разведки Министерства обороны полковник Максим Шаповал. Остатки автомобиля при взрыве разбросало на 100 метров, одна прохожая получила незначительные повреждения. Первую помощь ей оказывала бригада скорой помощи.

20 июля 2016 года был взорван Subaru, который принадлежал владелице интернет-издания «Украинская правда» Алене Притуле. Взрыв произошел, когда автомобиль находился на перекрестке улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко. За рулем был журналист Павел Шеремет.

Как нагнать больше страху

Сотрудник одного из силовых ведомств Сергей, который просит не называть его фамилии и должности, говорит «Большому Киеву», что эти взрывы в центре столицы не стоит называть террористическим актами в общепринятом толковании. По его словам, террористы для наибольшего поражения применяют две методики – «автомобиль-смертник» и серию взрывов разной силы.

«Если в автомобиле, нафаршированном взрывчаткой, находится смертник, то главная задача — установить его и нейтрализовать. В противном случае последствия будут плачевными. Поэтому службы безопасности пресекают перемещение транспорта минимум на 300 метров от места проведения мероприятия. Второй вариант – это серия взрывов. Например, в припаркованном автомобиле может произойти хлопок, прохожие пойдут смотреть, что произошло, и тогда сработает основной заряд в соседнем автомобиле или сразу нескольких с максимальным радиусом поражения. Такие методы популярны в ближневосточных государствах», – уточняет Сергей. 

«Одна из задач террора – вызвать страх у населения перед чем-то: будь то автомобиль, оставленная в транспорте сумка или коробка, мусорный бак. Если в подрыве есть логическое объяснение, то это может быть только заказное убийство», – объясняет «Большому Киеву» инструктор специализированного учебного центра подготовки сотрудников служб безопасности и охраны «Артан Центр» по имени Леонид. Он отмечает, что во всех перечисленных выше случаях со взрывами в центре Киева не пострадал ни один прохожий.

Специалисты утверждают, что в основном в автомобиле минируется салон, в первую очередь сиденье, на котором располагается объект покушения, подлокотники, днище транспортного средства, бензобак, моторный отсек. Установленное под днищем автомобиля взрывное устройство, по мнению экспертов, несет относительно небольшую угрозу для прохожих. Обычно при исполнении заказного убийства закладывается небольшое количество взрывчатки. При таком взрыве автомобиль может максимум опрокинуться, но когда взрывное устройство срабатывает в салоне, прохожие могут получить повреждение фрагментами кузова автомобиля.

Государственные служащие

«В Израиле на государственном уровне применяются превентивные меры противодействия терроризму. В городах постоянно патрулируют группы специального назначения, в случае происшествия они в течение одной-двух минут будут на месте. Отработана система, например, есть специальный человек, который постоянно проверяет мусорные баки, на остановках транспорта находится охрана. По моим наблюдениям, Украина не подготовлена для подобного противодействия», – отмечает ветеран израильского антитеррористического подразделения Цви Ариэли. По его словам, если в израильских городах и происходят подрывы автомобилей, то, как правило, это следствие разборок между преступными группами в районе Большого Тель-Авива.

Инструктор по огневой подготовке Украинской ассоциации владельцев оружия Николай Микулич, который одно время проживал в Израиле и проходил службу в ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) подчеркивает, что в Израиле работают мощные аналитические центры по предотвращению терактов.

«Здесь все просчитывается наперед. Тут и система информаторов, и специальные фильтры, которые отслеживают определенные слова в телефонных разговорах. Все поставлено на государственном уровне. Если говорить о бандитских разборках, то в стране достаточно много людей проходили службу в инженерных войсках. Они знают, сколько и как заложить взрывчатку, чтобы ликвидировать только объект покушения», – говорит Микулич.

Добро должно держаться в стороне

«Главная наша проблема – это большое количество желающих помогать, при этом не имея необходимых знаний и навыков. В таком случае вреда больше, чем помощи. Большая часть старшего поколения воспитывалась на советских героических фильмах, поэтому все спешат к горящему или раскуроченному автомобилю, не понимая всей опасности для пострадавшего или для себя. В таких случаях главная помощь – не мешать работать специалистам», – объясняет инструктор Леонид из «Артан Центра».

Бывший сотрудник патрульной полиции Андрей Кобылинский рассказывает «Большому Киеву», что, как правило, патруль первым приезжает на место происшествия. Согласно инструкции, инспектор должен оцепить место взрыва, максимально оттеснить толпу зевак, не давать им прикасаться к уликам.

«Специальную подготовку не проходим, поэтому задача, до приезда специалистов, дать по максимуму им возможность беспрепятственно работать. От себя скажу: если что-то рвануло, то лучше оперативно перемещаться в сторону, противоположную месту взрыва», – добавляет полицейский. 

Чем мы можем помочь

Инструктор Леонид из «Артан Центра» рекомендует в том случае, если вы стали свидетелями происшествия, максимально оперативно, но без паники покинуть место события – отойти минимум на 300-500 метров. В случае возгорания автомобиля необходимо сразу вызвать пожарную службу, а потом при помощи автомобильного углекислотного огнетушителя сбить огонь. При этом оценивать риски для своей жизни.

«Существует принцип четырех «В» – высота, вода, взрыв и водитель. Почти во всех случаях травмируются шейные позвонки. На каждый есть свой комплекс мер помощи. В случае взрыва автомобиля у нас сразу два «В» – водитель и взрыв. Подчеркиваю, если человек не является специалистом, то лучше покинуть место происшествия, при этом сообщить о случившемся в службы спасения. Опять-таки, здесь нужно понимать, что звонить должен кто-то один, а не 20 человек одновременно, как это зачастую бывает. Не нужно пытаться достать раненого из автомобиля, если нет дополнительной угрозы его жизни. Зафиксировать его шею руками не получится. Даже специальный медицинский воротник не дает стопроцентную фиксацию», – делится тонкостями профессии Леонид.

По его словам оператор скорой помощи по телефону может дать консультацию, что необходимо сделать до приезда специалистов. Максимальная задача, которую способен выполнить человек, взявшийся помочь, – контролировать сознание и дыхание пострадавшего.

«В случае остановки дыхания у нас есть семь минут, чтобы мозг не успел умереть. Здесь необходимо делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Если есть обильное кровотечение, его необходимо остановить. Не стоит забывать, что с кровью, как и другими биологическими жидкостями, передается ряд заболеваний, поэтому необходимы средства защиты – перчатки, салфетки», – напоминает Леонид из «Артан Центра».

Если впечатлительные очевидцы происшествия у вас на глазах потеряли сознание, им необходимо оказать помощь. В первую очередь костяшками указательного и среднего пальцев нажать на так называемый носогубной треугольник или грудину. Если отклик отсутствует, обратиться за помощью к медикам, при этом контролируя дыхание человека. 

Еще один момент требует внимания – слишком эмоциональные очевидцы, которые могут впасть в истерическое или паническое состояние. По мнению специалистов, своим поведением они могут вызвать панику и бесконтрольное поведение толпы. А это может привести к давке.

Профессор философии, конфликтолог Андрей Гирнык предупреждает, что паникеров нужно как можно скорее убрать с места происшествия. Для этого следует отвлечь их внимание на что-то другое, снять эмоциональное возбуждение.

«Это, казалось бы, тривиальные вещи, но если человек пребывает в стрессовой ситуации, необходимо предложить ему свою помощь. Если он стал свидетелем или участником происшествия, необходимо присесть рядом с ним, спросить, чем можно быть полезным. Никоим случаем не навязываться, не заставлять, не лезть с расспросами. Если пострадавший хочет рассказать, то внимательно выслушать его, при этом демонстрируя заинтересованность», – советует Гирнык.

Кроме этого необходимо подумать о физиологических потребностях пострадавшего – вода, одеяло, посещение туалета. Максимальное внимание нужно уделять детям и пожилым людям.   

Приєднуйтесь до обговорення

Потрібно бути зареєстрованим користувачем, щоб коментувати.

Коментарі (0)